Если бы в конце 2021 года Вашингтон принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.
5 комментариевВерховный суд не признал ложное обещание жениться попыткой изнасилования
Верховный суд не признал ложное обещание жениться попыткой и
Пленум Верховного суда России разработал рекомендации судьям по рассмотрению уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, предложив разграничивать сексуальные преступления и, например, заведомо ложное обещание жениться.
«Не могут рассматриваться как понуждение к действиям сексуального характера или как иные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности действия лица, добившегося согласия потерпевшей на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием (например, заведомо ложного обещания женщине вступить с ней в брак и т. п.)», – говорится в подготовленном постановлении пленума, передает ТАСС.
Эксперты Верховного суда разошлись во мнении, с какого возраста следует привлекать к уголовной ответственности половое сношение с несовершеннолетними
ВС напомнил, что, «в отличие от изнасилования и насильственных действий сексуального характера при понуждении к действиям сексуального характера (статья 133 УК России), способами воздействия на потерпевшее лицо с целью получения от него вынужденного согласия на совершение указанных действий являются шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего лица».
При этом «понуждение к действиям сексуального характера считается оконченным с момента выражения в любой форме соответствующего требования независимо от наличия согласия или отказа потерпевшего лица совершить такие действия либо их реального осуществления».
ВС также разъяснил, что считать «особой жестокостью» как отягчающим признаком при изнасиловании или насильственных действиях сексуального характера. «Необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение таких преступлений с особой жестокостью, – пояснил пленум. – Особая жестокость может выражаться, в частности, в пытках, истязании, глумлении над потерпевшим лицом, причинении ему особых страданий в процессе совершения изнасилования или иных действий сексуального характера, в совершении изнасилования или иных действий сексуального характера в присутствии близких потерпевшего лица, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные страдания самого потерпевшего лица или других лиц».
К развратным действиям, пояснил ВС (ст. 135 УК России), «относятся любые иные действия, кроме полового сношения, мужеложства и лесбиянства, совершенные в отношении лиц, достигших двенадцатилетнего возраста, но не достигших шестнадцатилетнего возраста, если эти действия были направлены на удовлетворение сексуального влечения виновного, или на вызывание сексуального возбуждения у потерпевшего лица, или на пробуждение у него интереса к сексуальным отношениям».
«Развратными могут признаваться и такие действия, при которых непосредственный физический контакт с телом потерпевшего лица отсутствовал, включая действия, совершенные с использованием сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетей», – говорится в разъяснениях.
При этом в ВС отметили, что сексуальные преступления против лиц, находящихся в сильном опьянении, следует рассматривать как преступления против лиц, находящихся в беспомощном состоянии, т. е. преступления с отягчающими обстоятельствами.
При оценке обстоятельств совершения таких преступлений в отношении потерпевшего, находившегося в состоянии опьянения, «суды должны исходить из того, что беспомощным состоянием в этих случаях может быть признана лишь такая степень опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих (психоактивных) веществ, которая лишала это лицо возможности понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу».
«При этом не имеет значения, было ли потерпевшее лицо приведено в такое состояние виновным или находилось в беспомощном состоянии независимо от его действий», – добавили в ВС.
Одновременно ВС отметил, что, «если виновный осознавал возможность доведения преступных действий до конца, но добровольно и окончательно отказался от совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера (но не вследствие причин, возникших помимо его воли), содеянное им независимо от мотивов отказа квалифицируется по фактически совершенным действиям при условии, что они содержат состав иного преступления».
Высшая судебная инстанция также обратила внимание, что «изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера, совершенными группой лиц, должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственное половое сношение или насильственные действия сексуального характера, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшему лицу». Если обвиняемый в составе группы содействовал такому преступлению путем насилия, его действия следует квалифицировать как соучастие в изнасиловании. Действия лица, содействовавшего преступлению «советами, указаниями, предоставлением информации виновному либо устранением препятствий и т. п.», надлежит квалифицировать как пособничество.
При этом эксперты Верховного суда разошлись во мнении, с какого возраста следует привлекать к уголовной ответственности за половое сношение с несовершеннолетними.
В подготовленном постановлении пленума Верховного суда было предложено два варианта. По мнению одних экспертов, уголовной ответственности за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшим шестнадцатилетнего возраста, а также за совершение развратных действий (ст. 134 и 135 УК России) подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 18 лет.
Вместе с тем другие эксперты считают, что при отягчающих обстоятельствах (половом сношении или развратных действиях с лицом, не достигшим 14 лет, либо совершенных в отношении двух и более лиц, или совершенных группой лиц) уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста.
Верховный суд напомнил также, что такие преступления с отягчающими обстоятельствами, совершенные в отношении лиц, не достигших двенадцатилетнего возраста, признаются уже изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера и подлежат квалификации по более тяжким статьям (ч. 4 ст. 131 или ст. 132 УК России), поскольку такие потерпевшие считаются находящимися в беспомощном состоянии в силу возраста. Уголовной ответственности за такие деяния подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.
По итогам обсуждения рекомендаций на пленуме была создана редакционная комиссия, которая должна будет подготовить окончательный текст рекомендаций.