Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевПравительство рассмотрит целесообразность помощи физлицам по автокредитам
Правительство рассмотрит целесообразность помощи физлицам по
Премьер Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам выяснить целесообразность субсидирования части процентной ставки по кредитам, предоставляемым физическим лицам на приобретение автомобилей.
«Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минэкономразвития России (А.Р.Белоусову), Минфину России (А.Г.Силуанову) проработать вопрос целесообразности использования в текущих условиях в качестве меры поддержки спроса механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам, предоставляемым физическим лицам на приобретение автомобильной техники, и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации», - такое распоряжение дал Медведев по итогам совещания 9 апреля в Нижнем Новогороде. Об этом говорится в распоряжении, опубликованном в понедельник на сайте правительства.
Речь идет о возвращении госпрограммы льготного автокредитования, которая была запущена в марте 2009 года как антикризисная мера поддержки российского автопрома. Ее действие закончилось 31 декабря 2011 года. Напомним, что потом правительство запустило вторую госпрограммы – утилизационную, по которой можно было купить новый автомобиль со скидкой 50 тыс. рублей при сдаче старой в утиль.
Никаких подробностей о том, какую часть ставки государству предлагается субсидировать, не сообщается. Однако, скорее всего, за основу будет браться схема предыдущей программы льготного автокредитования. По нему государство субсидировало часть процентной ставки по кредиту, который банк выдавал на покупку автомобиля только российской сборки.
Субсидия предоставляется в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 8,25%). Изначально получить льготный кредит можно было на машины ценой до 350 тыс. рублей и только в трех госбанках: ВТБ, Сбербанке и Россельхозбанке. Однако в таком виде программа не имела особого успеха, поэтому потом к программе были допущены также частные банки, а ценовой порог на автомобили был повышен до 600 тыс. рублей. В итоге под действие программы подпали уже десятки российских и зарубежных (но собранных в России) марок автомобилей.
Итог программы оказался положительным. В 2010 году было выдано 165,7 тыс. льготных кредитов, в 2011 году – 200 тыс. Но только в 2011 году на эту программу потребовалось 2,7 млрд рублей из федерального бюджета.
С другой стороны, программа не только простимулировала спрос на автомобили российской сборки, но также помогла рынку банковского кредитования в целом. На льготные кредиты в 2011 году приходилось почти треть всех банковских ссуд, выданных на покупку автомобилей. Продлевать в 2012 и в 2013 году эту программы власти отказались по вполне логичным причинам – она выполнила свою миссии - спрос на автомобили восстановился до докризисных уровней.
Однако в 2013 году рост экономики России существенно замедлился, и МЭР даже заявило о возможности рецессии этой осенью. Одна из трех главных причин такой ситуации – высокие процентные ставки по кредитам, заявил в понедельник глава МЭР Андрей Белоусов. Теперь власти решают вопрос, как простимулировать рост экономики. Субсидирование кредитов может стать одним из способов.
Субсидия в размере 2/3 ставки рефинансирования (8,25%) составляет 5,5%. Сейчас ставка автокредита в Сбербанке при взносе 15% и сроком до пяти лет составляет от 13,5% до 16%. Если будет введено такое льготное кредитование, то автомобиль можно будет купить в кредит уже по ставке 8-10,5%.
Сейчас кредитные ставки субсидируют сами автопроизводители, стимулируя тем самым продажи своих моделей. Так, через Сбербанк можно купить по льготному кредиту Audi, Hyundai, Lada, Lifan, Volkswagen и другие марки.