Во всеми нами любимой комедии про Ивана Васильевича, который меняет профессию, есть песенка со словами «все на свете было не зря, не напрасно было». Для наших предков это было не поэтической метафорой – а ясной, непоколебимой верой в промысел Божий.
3 комментария«Известия»: Як-42 «Локомотива» мог разбиться из-за отказа техники
«Известия»: Як-42 «Локомотива» мог разбиться из-за отказа те
Специалисты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к составлению отчета о причинах катастрофы Як-42, разбившегося под Ярославлем. В преддверии оглашения официальной версии причин авиакатастрофы некоторые эксперты заявили, что самолет мог упасть из-за отказа техники.
Эксперты провели расшифровку черных ящиков, завершили полевой этап расследования, опросили оставшегося в живых бортинженера и закончили серию летных экспериментов, восстановивших последний полет Як-42, сообщает газета «Известия».
Официально причины катастрофы технической комиссией пока не названы. Опрошенные газетой независимые эксперты, летчики и двигателисты считают, что представленная версия трагедии – к ней якобы привели действия одного из пилотов, который тормозил при взлете, – необъективна.
«Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа», – заявил летчик-испытатель Андрей Гусев.
Притормаживать могла сама гидросистема, возможно, из-за скрытого дефекта, отметил Гусев.
Как отмечает издание, «подозрение» на гидросистему пало сразу после того, как в Интернет попали фотографии с места гибели самолета. У колес была разрушена пневматика.
«Мы видим, что полосы для разбега не хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой, или с двигателями. Торможение бывает двух сортов: аэродинамическое, когда стабилизатор не установлен во взлетное положение, или же торможение колес», – объяснил летчик-испытатель Владимир Герасимов, пилот 1-го класса, который много лет проработал в Министерстве гражданской авиации и Госавианадзоре СССР и расследовал многие авиакатастрофы.
Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем, считает, что к трагедии могли привести два фактора.
«При максимальном режиме взлета расход топлива увеличивается на треть, а в авиакомпаниях летчикам настоятельно советуют топливо экономить, – пояснил Грудин. – Предельный режим взлета также уменьшают, чтобы самолеты меньше шумели, поскольку люди, живущие рядом с аэропортами, часто жалуются на гул».
Странное поведение пилотов Як-42, когда один из них зачем-то якобы тормозил машину на взлете, не могло стать причиной катастрофы, считает и старший научный сотрудник петербургского Института проблем машиноведения РАН, кандидат физико-математических наук Виктор Кулагин. К падению самолета под Ярославлем, говорит он, могло привести редкое и малоизученное явление – срыв компрессора двигателя, возникающий из-за стечения обстоятельств природного характера.
«Медленный разгон был не от того, что тормозили, – заявил Кулагин. – Не было тяги в двигателях, хотя они ревели и был полный газ, как и положено при взлете».
Явлением, которое машиностроители называют «срыв компрессора двигателя», несколько лет назад занималась лаборатория методов анализа надежности, где работает Кулагин.
«Топливо подается по максимуму, двигатель, что называется, «ревет», а тяги нет, – объяснил Кулагин. – Потому что компрессор, который питает кислородом турбину, крутится, но не подает воду в турбину. Вернее, подает, но очень мало».
По мнению Кулагина, Як-42 под Ярославлем стал жертвой именно этого явления.
«Есть два этапа срыва компрессора, – объяснил Кулагин. – Второй, когда двигатель уже «чихает» и «кашляет», называется помпажем. А первый этап – когда на взлете происходит так называемый «тихий срыв компрессора».