Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
22 января 2026, 18:15 • В мире

Датские либералы обожгутся на российском посольстве

Датские либералы обожгутся на российском посольстве
@ Nils Meilvang/Ritzau Scanpix/REUTERS

Tекст: Евгений Крутиков

Власти датской столицы все чаще высказывают желание отобрать российскую дипломатическую собственность – земельный участок под российским посольством в центре Копенгагена. Кто именно из датских политиков больше всего требует реализации этого беззакония и почему у него ничего не получится?

Городской администрацией Копенгагена пока не предпринимались практические шаги по изъятию земельного участка у российской дипмиссии, эта идея озвучивалась еще в 2024 году, сообщили в посольстве России в Копенгагене. Тогда заместитель мэра Копенгагена Йенс-Кристиан Люткен высказывал заинтересованность городских властей в обратном выкупе участка по минимальной стоимости.

Дипломаты подчеркнули, что неоднократно указывали на недопустимость подобных инициатив и их противоречие международному праву. В посольстве напомнили о действующем с 1982 года соглашении между СССР и Данией по условиям размещения дипмиссий в столицах двух стран.

Глава российского МИД Сергей Лавров иронически предположил истоки намерений датских властей. «Я думаю, это как-то связано с Гренландией, может быть, им хочется оттуда людей переселить куда-то, но не хватает территорий, помещений. Не могу сказать. Но то, что это дипломатическое хамство, сомнений не вызывает», – сказал он.

Действительно, власти Дании уже несколько лет проводят хамскую политику по отношению к российскому посольству в Копенгагене.  Российский посол Владимир Барбин описывает это так: «В результате репрессивных решений датского правительства в разы сокращена численность российской дипмиссии. Прекращена работа торгпредства. Существенно ограничена деятельность Российского центра науки и культуры. Со стороны мэрии Копенгагена раздаются угрозы отобрать землю, на которой расположены здания российской дипмиссии.

Крайне осложнено решение практических вопросов, включая получение аккредитации и ее продления для наших сотрудников, предоставление доступа к банковским услугам, проведение ремонтных работ, технического обслуживания машин и инженерного оборудования. Словом,

наша деятельность в Дании ведется в условиях жесткого противодействия со стороны датских властей и фактической блокады посольства».

Российское посольство в Копенгагене расположено в центре города на Кристианиагаде совсем недалеко от Русалки и крепости Кастеллет прямо возле станции метро «Эстерпорт». Буквально рукой подать от него до посольств Великобритании и США, вместе с которыми российская дипмиссия образует «большой дипломатический треугольник». Недалеко – минут десять пешком – русская православная церковь Александра Невского, которая, в свою очередь, расположена в прямой видимости дворца Амалиенборг – сердца датской столицы и официальной резиденции королевской семьи. Тихо, чисто, удобно. Никто никому не мешает и не мешал никогда.

Практической надобности в выкупе земли под российским посольством у мэрии Копенгагена нет и не может быть. «Треугольник» крупных посольств так устроен, что изъятие какого-либо одного дипломатического здания ситуации в целом не изменит. Ничего другого на этом месте уже не построить и никакую «реновацию» в самом центре Копенгагена уже не провести. Так что с точки зрения урбанизма и градостроительства все призывы изъять у российского посольства землю бессмысленны и явно политизированы.

Но в Дании очень своеобразная система государственного устройства. Сам Копенгаген – это «триумф демократии». Там семь мэров одновременно, и каждый из них занят чем-то своим. Есть обер-мэр (руководитель), социал-демократ Ларс Вайсс, а остальные тоже называются мэрами, хотя в понятной традиции их следовало бы называть вице-мэрами, или заместителями обер-мэра. Но на практике все эти мэры избираются самостоятельно – их каждого в отдельности выдвигают политические партии, а не назначаются обер-мэром, как должно было бы быть во избежание путаницы в городском управлении.

Семь мэров от разных партий создают хаос, поскольку каждый из них проводит в вверенной ему отрасли городского хозяйства самостоятельную политику в соответствии с указаниями его партии. То есть в соответствии с глубокой демократической традицией у семи мэров Копенгаген без внятной няньки.

И отобрать землю российского посольства призвал не обер-мэр, а один из этих самых семи мэров, отвечающий за трудоустройство и социальную политику – Йенс-Кристиан Люткен. Избран он был от Либеральной партии, причем эта партия очень гордится тем, что «нарушила монополию» социалистов, которые уже более ста лет доминируют в датской политике.

Либеральная партия Дании озвучивает наиболее русофобские лозунги и участвует в самых антироссийских мероприятиях в стране, в отличие от социал-демократов, которые хоть как-то пытаются соблюдать правила. И не хамят.

43-летний Люткен был переизбран на эту должность в ноябре 2025 года, но он и ранее отличался исключительной даже для Дании русофобией. Это он пролоббировал «побратимство» Копенгагена и Киева, продвигал различные проукраинские проекты, включая разные преференции беженцам и эмигрантам (это как раз по профилю его работы), ездил в Белоруссию поддерживать местных оппозиционеров, а также от НКО Silba участвовал в «наблюдении на выборах» в некоторых странах бывшего СССР.

Люткен соответствует классическому имиджу европейского либерала и пытается максимально участвовать в разнообразной проукраинской движухе, хотя его профессиональная область в мэрии – пособия по безработице и дома престарелых. С этим в Копенгагене не все так просто, но сложность системы управления датской столицей позволяет ему часто мелькать в СМИ в качестве мэра, который высказывается по самым разнообразным вопросам, включая внешнюю политику.

Однако усилий одного только мэра Копенгагена по социальным вопросам, пусть он и был избран от Либеральной партии, для лишения российского посольства земельного участка недостаточно.

Эта земля – законная российская собственность под охраной соответствующих международных конвенций. Которые в области дипломатии пока еще не стали совсем уж бессмысленным ритуалом. Так что попытка эта ни в коем случае не пройдет – и все, кто пытаются отобрать российскую собственность, обожгутся на этом.

«У нас есть иммунитет, просто так забрать землю, отобрать здание практически невозможно», – сказал по этому поводу Владимир Барбин в четверг. Посол подчеркнул, что у России отсутствует альтернативный план на случай, если власти Дании попытаются изъять участок. Он объяснил, что такой сценарий считается лишь теоретически возможным.

Хотя, конечно, в целом русофобский накал сохраняется по всей Северной Европе. Просто в условном Стокгольме не доходят пока до столь абсурдных требований, но если электоральные обстоятельства сложатся для них более благоприятно, то и в Швеции с Норвегией начнут требовать конфисковать земли и здания советских дипломатических миссий. Норвегия уже точит меч викингов на православную церковь в городе Вестерос, которая, с точки зрения некоторых активистов, расположена слишком близко к одной из приполярных военных баз.

Но самое забавное в том, что городские власти датской столицы предпринимают атаку на чужую дипломатическую собственность в тот самый момент, когда сама их страна стала объектом де-факто агрессии – пусть пока и риторической – со стороны одного из ближайших союзников. Дании в принципе должно быть сейчас не до попыток перекроить карту Копенгагена. Дело ведь идет к тому, что может быть перекроена карта всего королевства – и сильно не в сторону его увеличения. Дания потеряет много больше, чем размер скромного участка под российским посольством в центре датской столицы.