Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевКиев и Кишинев начали вместе душить Приднестровье в объятьях
Украина пустила силовиков из Кишинева на КПП своего участка границы с Приднестровьем. Президент Порошенко и премьер Филип открыли совместный пункт «Кучурган», где теперь украинские и молдавские пограничники будут вместе контролировать доступ в непризнанную республику. Как заявил газете ВЗГЛЯД эмиссар Тирасполя Владимир Ястребчак, Киев из посредника превращается в одну из сторон приднестровского конфликта.
Президент Украины Петр Порошенко и премьер Молдавии Павел Филип в понедельник открыли совместный пограничный КПП «Кучурган – Первомайск», расположенный на приднестровском участке общей границы.
Я могу даже в какой-то степени поаплодировать Порошенко, потому что он как никто другой должен хорошо знать, с чем столкнулась Украина 25 лет назад, когда здесь была горячая фаза конфликта
Пикантность ситуации в том, что молдавские пограничники и таможенники приступили к работе на территории совершенно другого государства – Украины. Они охраняют границу только с украинской стороны, локоть к локтю с украинскими коллегами. Чтобы попасть в «Кучурган», им пришлось сделать длинный крюк – объезжать собственную территорию через Украину. Что касается формально молдавской стороны границы, то там, на КПП «Первомайск», по-прежнему несут службу пограничники и таможенники непризнанной, но тем не менее существующей уже больше четверти века Приднестровской молдавской республики (ПМР).
Кстати, напомним, что украинская конституция вообще-то запрещает пребывание иностранных военных на своей территории, но такие мелочи Киев, как обычно, не останавливают.
Порошенко на «Кучургане» пообещал Филипу максимально содействовать восстановлению контроля над непокорным регионом. «Мы, Украина, готовы максимально способствовать восстановлению территориальной целостности, суверенитету Республики Молдова и делать все для того, чтобы восстановить то, что 25 лет тому назад было спровоцировано и имеет такие тяжелые последствия для сотен тысяч людей, которые сегодня проживают в Приднестровье», – цитировал Порошенко «Интерфакс».
О каких именно страданиях идет речь, правда, осталось непонятным. Общеизвестно, что уровень жизни в Приднестровье выше, чем в самой Молдавии, и это, кстати, исключительный случай в истории непризнанных государств. В свою очередь, Филип попытался опровергнуть заявления Москвы о «блокаде» Приднестровья со стороны Киева и Кишинева. «Странно слышать разного рода спекуляции относительно так называемой блокады Приднестровья со стороны молдавской и украинской властей. Мы должны посмотреть на то, что экспорт своей продукции на Украину, к примеру в 2015–2016 годах, составил почти 10 млн долларов с этой территории, а 60% от общего экспорта из этого региона были в страны ЕС», – сказал Филип.
Кстати, кроме пограничников из двух соседних стран на КПП появится еще и «третья сила» – группа представителей миссии Евросоюза по приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM). По версии Киева, присутствие эмиссаров Евросоюза поможет усилению «прозрачности» в работе таможенников.
Как известно, Кишинев давно обещал ввести совместный с Киевом контроль на всех пунктах пропуска между Украиной и самопровозглашенной ПМР. Так что вслед за «Кучурганом», как ожидается, молдавские силовики появятся с украинской стороны и на других аналогичных КПП.
Еще в конце марта глава ПМР Вадим Красносельский требовал сперва обсудить такие планы Кишинева в формате «пять плюс два». Напомним, в этом формате Молдавия и Приднестровье – стороны конфликта, а Россия, Украина и ОБСЕ – посредники; США и ЕС – наблюдатели.
Украина втягивается в еще один конфликт
Через «Кучурган» ежедневно проходят около 10 тыс. человек, а в выходные их число увеличивается до 15 тыс. В пункте оформляется 2–3 тыс. легковых машин и грузовиков. Что же изменит нововведение для жителей ПМР?
Как обещают в Кишиневе, пока никаких новых пошлин жителям Приднестровья платить не придется. Более того, Кишинев обещает, что и время прохождения контроля не сильно вырастет. Однако теперь все, кто направляется в Приднестровье или покидает его через данный КПП, будут отслеживаться молдавскими силовиками. При необходимости Кишинев получает мощный рычаг давления на неподконтрольную территорию – в любой момент он сможет вообще перекрыть движение или, например, повысить пошлины для товаров, которые Приднестровье вывозит или ввозит.
- Кишинев заявил о просьбе Москвы отказаться от идеи вывода российских войск
- Приднестровье Додону нужно только для выборов
- Газовый долг должен ускорить решение приднестровского вопроса
- Россия и Молдавия возродили стратегическое партнерство
- Победа Додона расколола Молдавию
В общем, Порошенко явно подыгрывает Молдавии, что противоречит статусу Украины как посредника. Госдума еще 7 июля призвала Киев и Кишинев отказаться от любых форм давления на самопровозглашенную республику, от ее блокады.
Бывший министр иностранных дел ПМР, ныне спецпредставитель президента ПМР по вопросам взаимоотношений с Украиной Владимир Ястребчак оценил решение Порошенко и Филипа как недружественный шаг. «Это прогулка по граблям, потому что был опыт 2006 года, когда в одностороннем порядке наши украинские и молдавские коллеги попытались поменять режим экспортно-импортных операций. Это привело к пятилетней паузе в политическом диалоге. Украинская сторона потом активно прилагала усилия, чтобы этот диалог возобновить», – напомнил Ястребчак в интервью газете ВЗГЛЯД.
Обещание Порошенко способствовать восстановлению территориальной целостности Молдавии также не вызвало у Ястребчака удивления. «Я могу даже в какой-то степени поаплодировать Порошенко, потому что он как никто другой должен хорошо знать, с чем столкнулась Украина 25 лет назад, когда здесь была горячая фаза конфликта, сколько беженцев тогда приняла украинская земля. Очень надеюсь, что на Украине здравомыслящие политики понимают, что разного рода провокации – это путь в никуда», – пояснил приднестровский эмиссар.
Депутат парламента Молдавии от оппозиционной правительству Партии социалистов Влад Батрынча недоволен тем, что Филип не удосужился обсудить свои действия ни с президентом страны Игорем Додоном, ни с парламентом.
«Нас смущает, что это происходит в одностороннем порядке – совместно с Украиной. Большинство молдавского общества не считает Украину хорошим примером, не разделяет мнение, что нам в наших действиях нужно руководствоваться украинскими лекалами», – заявил Батрынча газете ВЗГЛЯД.
Эти не взвешенные действия молдавского и украинского правительств приводят к «лишнему ненужному напряжению», считает депутат. «Речь идет о подведении Молдавии под западные стандарты. Они не продуманы с точки зрения молдавских проблем, в том числе и по вопросу отношений с Приднестровьем. К сожалению, сегодня наше правительство принимает решения, подготовленные за рубежом, оно полностью остается в режиме ручного внешнего управления. Вызывает сожаление, что мы узнаем о принципиальных решениях правительства из прессы, они не обсуждаются даже в молдавском парламенте», – посетовал Батрынча, напомнив, что в интересах Кишинева – мирное воссоединение с Приднестровьем.
«Мы относимся очень скептично к тому, что не ведет к нормальному диалогу, в данном случае с приднестровской стороной. Когда договоренности происходят в одностороннем порядке, это вызывает большую озабоченность. Мы не считаем, что односторонние меры нормально повлияют на ситуацию в Приднестровье и вокруг него», – пояснил Батрынча.
Ястребчак напомнил, что совместный контроль введен только на одном КПП и для рядовых приднестровцев ничего пока принципиально не изменится, однако эту меру планируется распространить на весь периметр границы, и тогда молдаване смогут реально усилить нажим на Тирасполь.
«Со временем молдавские пограничники и таможенники получат большой спектр рычагов влияния на ситуацию и на грузопотоки, которые следуют из Приднестровья, на возможность перемещения физических лиц. Это у нас вызывает особую озабоченность. Позиция Украины может поменяться, она может встать на позицию одной из сторон конфликта, – предупреждает Ястребчак, – и тогда из посредника в конфликте Киев превратится в его участника».