24 сентября, четверг  |  Последнее обновление — 23:59  |  vz.ru

Рижские шпроты пали жертвой грязных денег

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Прибалтийские республики за последние десятилетия создали-таки с нуля одну очень важную и финансово «жирную» сферу, работавшую на российский и в целом постсоветский рынок. Речь идет о банках. Подробности...

У американцев на Меркель есть очень сильный компромат

Татьяна Жданок, латвийский математик, первый русский депутат Европарламента
Чем шокировала резолюция Европарламента? Беспрецедентное вмешательство во внутренние дела России! Как ни крути, а тему русофобии после такого голосования не обойти. Россия сейчас виновата во всем плохом, что делается. Подробности...

Новояз определяет за вас, о чем и как вы думаете

Андрей Перла, Политолог
Подобно старинным крестьянам, современный человек, хотя и окончивший школу, колледж, институт – знает очень мало слов. И поскольку у него в запасе мало слов, у него в кругозоре мало вещей и явлений, которые словами стоит называть. Подробности...

В Британии выпустили монеты с Винни-Пухом и Пятачком

В Великобритании выпустили ограниченным тиражом 50-центовые монеты с иллюстрациями Эрнеста Шепарда к сказке Алана Милна «Винни-Пух». Первая из коллекционных монет изображает медвежонка с горшочком меда, на следующих двух изображены Кристофер Робин и Пятачок

Опубликованы кадры перехвата российскими истребителями трех самолетов ВВС США над Черным морем

Российские военные обнаружили над акваторией Черного моря три американских бомбардировщика, которые приближались к госгранице со стороны Украины. Для их идентификации и недопущения нарушения рубежей в воздух пришлось поднять четыре истребителя – два Су-27 и два Су-30 – из состава дежурных сил ПВО Южного военного округа

Лесные пожары окрасили небо над Калифорнией в оранжевый цвет

Из-за дымки небо над Сан-Франциско окрасилось в оранжевый цвет. Многие высотные здания почти не видно из-за окутавшего их смога

НОВОСТЬ ЧАСА: Постпред США заклеймила позором Совбез ООН

Российские самолеты получили шанс потеснить Boeing и Airbus

заявка Америки

Выдвижение Путина на Нобелевскую премию вызвало «бешеную реакцию» США

акции протеста

Жители Минска пожаловались на митингующих

«Раздута мышка»

Роднина высказалась об уходе фигуристов от Тутберидзе

инцидент на учениях

Кто заставил Су-35 стрелять по своим

борьба с колонизацией

Новые способы порабощения стран опаснее старых

американские санкции

Когда настанет идеальное время для достройки «Северного потока – 2»

«Дело Навального»

Кто привез секреты «Новичка» на Запад

чужие

Дмитрий Грунюшкин: Почему эмигрантам стыдно быть русскими

кризис в Белоруссии

Алексей Алешковский: Сердца требуют не перемен, а переворотов

распад и хаос

Андрей Бабицкий: Уйдет ли Европа с исторической сцены

Вам нравится новый логотип Сбербанка?

Ученые оценили инициативу по добыче полезных ископаемых на астероидах

Астероиды могут быть интересны металлургам    19 февраля 2016, 13:40
    Фото: nasa.gov
    Текст: Иван Чернов

Вице-премьер Люксембурга Этьен Шнайдер предложил российскому коллеге Дмитрию Рогозину подумать над совместным освоением астероидов. Речь идет о добыче полезных ископаемых в космосе, в которую Люксембург мог бы вложиться деньгами, а Россия – технологиями. Эксперты рассказали, что именно можно найти на астероидах и как еще их можно использовать.

В ходе встречи вице-премьеров России и Люксембурга, которая завершилась накануне, помимо санкций Евросоюза в отношении Москвы и других насущных вопросов, была поднята и достаточно необычная тема. Люксембуржец Этьен Шнайдер предложил подумать о совместном освоении астероидов. Как пишет «Коммерсантъ», Шнайдер «очень рассчитывает» на Россию – как в плане привлечения российских технологий освоения космоса, так и в плане партнерства с российскими компаниями, прежде всего Роскосмосом, при разработке правовой базы для работы предприятий, которые заинтересуются «космическими перспективами».

Не думаю, что добыча металлов на астероидах – это дело ближайшего будущего

«Однажды драгоценные металлы закончатся даже в России, и их придется искать где-то еще», – приводит слова Шнайдера газета.

Добавим, что в начале февраля власти Люксембурга объявили об амбициозных планах добычи редких металлов на астероидах. До этого закон о коммерческом использовании полезных ископаемых на астероидах и на Луне был принят только в США, но теперь министерство экономики Люксембурга планирует подготовить европейскую правовую базу для аналогичных работ.

И Люксембург – это действительно серьезный потенциальный участник подобных проектов, несмотря на свои крошечные размеры. По словам Шнайдера, его страна является третьим по объему прямых инвестиций партнером России (правда, в основном за счет репатриации денег российских предпринимателей).

«Я уже сообщил моему другу, что челябинские металлурги – крутые парни и уже давно получают железо для своих фабрик непосредственно из астероидов», – пошутил, отвечая люксембургскому коллеге, Рогозин.

Газета ВЗГЛЯД решила выяснить, насколько реальными могут быть перспективы добычи на астероидах полезных ископаемых.

Можно использовать как транспорт

По мнению старшего научного сотрудника Пулковской обсерватории Сергея Смирнова, в принципе, астероиды могут представлять немалый интерес не только для ученых, но и для промышленности. Этот вопрос обсуждается уже не первый год.

Однако наиболее реалистичным сценарием использования этих небесных тел на данный момент представляется другой. «Прежде всего, речь можно вести о транспортном использовании, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Ведь астероиды пересекают на своем пути орбиты множества разных планет. И, в принципе, с их помощью можно было бы организовать перевозку определенных грузов из одной части галактики в другую, причем это могут быть достаточно большие объемы. Можно использовать астероиды при проведении каких-то строительных работ непосредственно в космосе, либо доставлять с их помощью полезные минералы ближе к окрестностям Земли. Но сразу скажу, процесс этот очень и очень дорогой, и в ближайшей перспективе подобное вряд ли будет осуществлено».

Заявление представителя Люксембурга кажется специалисту скорее попыткой пиара, дополнительного привлечения средств для определенной части исследователей.

Оценивая же запасы полезных металлов на астероидах, Смирнов отметил, что веществ, не входящих в таблицу Менделеева, там, скорее всего, нет – «единство химического состава Вселенной очевидно», однако пропорции распределения конкретных элементов на разных планетах очень разнятся. «Хотя я не думаю, что когда-нибудь мы найдем полностью золотой или платиновый астероид, такое представить достаточно трудно», – резюмировал он.

В свою очередь старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов заявил газете ВЗГЛЯД, что на астероидах, прежде всего, имеет смысл искать редкоземельные металлы, такие как иридий или цирконий. Они действительно нужны на Земле, используются в электронике, промышленности и представляют здесь большую ценность.

А узнать о наличии металлов в астероидах удалось в том числе благодаря динозаврам: «Взять глобальную катастрофу, когда на Земле вымерли динозавры... Почему решили, что именно астероид тогда врезался? А потому, что по всей планете как раз обнаружили редкоземельные металлы, – пояснил специалист. – И когда недавно падал Челябинский метеорит, там тоже было много металлов разных».

#{infographic}Пока проекты по добыче полезных ископаемых на астероидах Железнов называет фантастическими и в заявлениях люксембургского вице-премьера также видит пиар, однако в перспективе не очень близкого будущего все возможно.

Чтобы легче и дешевле добывать металлы в космосе, можно было бы задействовать даже традиционные, использующиеся сейчас средства захвата и движения с помощью различных двигателей, чтобы «подогнать» интересующий астероид поближе к Земле, сделать его спутником нашей планеты и уже потом установить на него аналоги буровых установок.

«Тут две проблемы, – перечисляет Железнов. – Первая – окупится ли все это экономически? В этом есть сомнения. Вторая. Если установить астероид на околоземную орбиту, есть риск, что он разрушится, сорвется в штопор, и даже если это 100-метровый объект, выход его из-под контроля может обернуться большими неприятностями».

Наконец, ученый отметил, что о наличии тех или иных полезных металлов на астероидах в большинстве своем можно только догадываться. Посредством телескопа можно лишь приблизительно оценить их химический состав. Судить об этом можно, например, по отражательной способности астероидов. Известно, что светлые астероиды состоят из каменной и железокаменной основы. А темные, в основном, из угля, которого «на Земле и так много».

«Не думаю, что добыча металлов на астероидах – это дело ближайшего будущего, но в более отдаленной перспективе – почему бы и нет», – резюмировал Железнов.

Опасные астероиды

Тема астероидов уже давно будоражит умы многих исследователей. И, в основном, речь шла о том, какую они могут представлять опасность.

11 февраля российские ученые предложили уничтожать астероиды диаметром 20–50 метров баллистическими ракетами. А испытать оружие можно было бы на астероиде Апофис, который в 2036 году слишком близко подойдет к Земле, сообщил ведущий научный сотрудник конструкторского бюро имени Макеева Сабит Саитгараев.

По его словам, для того чтобы межконтинентальная ракета стала «грозным» оружием против вредных космических объектов, на ней нужно установить дополнительно разгонный блок, который бы позволил увеличить дальность полета.

В январе сообщалось, что Россия отказалась от планов по разработке технологий, позволяющих выявлять угрожающие Земле астероиды. Это было сделано из-за экономии средств.

До этого в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (ЦНИИмаш, головной научный институт Роскосмоса) сообщили, что международное научное сообщество попросило российских ученых разработать систему отклонения астероидов, которые могут угрожать Земле, с помощью ядерных взрывов в космосе.

6 января Министерство по чрезвычайным ситуациям России дало прогноз, согласно которому в 2016 году не ожидается опасных сближений Земли с астероидами размером свыше 100 метров.

А еще в 2013 году одна из ведущих инжиниринговых компаний мира заинтересовалась возможностью бурения астероидов.