Взгляд
11 августа, вторник  |  Последнее обновление — 16:40  |  vz.ru
Разделы

Почему Россия вынуждена признать победу Лукашенко

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Российская Федерация признала Лукашенко новым президентом Белоруссии, а значит – подтвердила легитимность проведенных выборов. Ряд экспертов считает, что Москва совершила ошибку. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Не надо подчинять российскую науку чужой идеологии

Сергей Худиев, публицист, богослов
Особенно тяжелые результаты политическое давление принесло в области медицины – где идеологизации подверглись представления сначала о гомосексуализме, а потом о трансгендерности. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Три варианта развития ситуации в Белоруссии

Сергей Лукьяненко, писатель
Всё это грустно, печально, но никакого положительного выхода из происходящего в Белоруссии праздника непослушания я не вижу. Подробности...
Обсуждение: 78 комментариев

Белоруссию после выборов охватили массовые беспорядки

В воскресенье после закрытия избирательных участков на выборах президента Белоруссии в центре Минска и других городах страны вспыхнули массовые беспорядки с участием тысяч граждан республики, несогласных с итогами голосования
Подробности...

Столицу Ливана сотряс мощнейший взрыв

В порту Бейрута, вблизи базы ВМС Ливана, произошел грандиозный взрыв. Пострадала половина города. Погибли десятки человек, более двух тысяч ранены. Среди пострадавших семья премьера Ливана и люди из его окружения. Ущерб также нанесен президентскому дворцу и зданию посольства РФ
Подробности...

Житель Урала отправился на Черное море в вагоне с углем

Житель Курганской области решил поехать в отпуск бесплатно – на грузовом поезде, следовавшем в сторону Черного моря. Причем ехать пришлось под открытым небом в вагоне с углем. Нарушителя поймали в Морозовске в Ростовской области. С собой «курортник» вез самодельную гитару
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: СМИ Белоруссии показали задержанных за «беспорядки» россиян

    Главная тема


    Кто и как контролирует «независимые СМИ» Запада

    выборы в белоруссии


    Шарий: Отъезд Тихановской – это натуральный слив протеста

    Сравнение с Украиной-2013


    Погребинский: Силовой ресурс Лукашенко не бесконечен

    инсульт в зале суда


    Стало известно о состоянии госпитализированного Ефремова

    Видео

    хроника протеста


    Белорусы навязали Лукашенко партизанскую войну

    Тотальная украинизация


    Киев испугался выбора жителей Донбасса

    большие деньги


    США испытывают на Польше новую модель отношений с «союзниками»

    обзор прессы


    Западные СМИ: Власть Лукашенко содрогнулась перед яростью народа

    TikTok угроза


    Ирина Алкснис: Китай отвоевывает у США главную цитадель – развлечения

    Выборы в Белоруссии


    Глеб Простаков: Лукашенко взял на себя больше, чем может унести

    Плюсы самоизоляции


    Дмитрий Михайлин: Как перестать суетиться и начать, наконец, жить

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Кому вы симпатизируете больше в политическом противостоянии в Белоруссии?

    «Покушение на национальное достояние»

    Икона Торопецкой Богоматери была написана, по разным оценкам, в XII-XIV вв.    26 ноября 2009, 21:23
    Фото: icon-art.info
    Текст: Роман Крецул

    Администрация Русского музея в Санкт-Петербурге получила из Министерства культуры распоряжение выдать икону Торопецкой Богоматери в храм Александра Невского, расположенный в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» под Москвой. В музее обещают принять решение в ближайшие дни. Заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры Лев Лившиц рассказал газете ВЗГЛЯД, чем может обернуться выдача иконы.

    – Лев Исаакович, насколько ценной с исторической, культурной и художественной точек зрения является икона Торопецкой Богоматери?
    – Она имеет колоссальную историческую, культурную и художественную ценность. Это один из самых древних наших памятников. С ним связана легенда о переносе копии иконы Эфесской Богоматери в XII веке из Иерусалима в Полоцк. Из Полоцка этот список попал в Торопец, где находился до революции, оттуда он попал после реставрации в Русский музей в Ленинграде. Памятник датируется разными экспертами от XII до середины − первой половины XIV века. Некоторые связывают его с именем Александра Невского, потому что, возможно, эта икона присутствовала на свадьбе его отца, Ярослава Всеволодовича. В художественном плане, если принять в качестве датировки середину XIV века, это один из самых ранних памятников псковского или полоцкого иконописания. Так что это совершенно уникальный памятник.

    Их не интересует историко-культурная, художественная ценность иконы, их интересует факт ее наличия

    – Каково ваше мнение по поводу возможной передачи иконы из Русского музея в храм «Княжьего озера»?
    – Категорически нельзя выдавать. Музей – это государственное хранение, это банк. Вы можете просто так выдать тонну золота какому-то дядечке? Вам нужны будут гарантии. Мы выдаем такие вещи на выставки под гигантские страховки, они страхуются на миллионы долларов. Почему мы должны выдавать памятник в этом случае? Непонятно вообще, какое отношение к этой иконе имеет поселок «Княжье озеро». Мы скоро будем вообще все что угодно раздавать по заявкам публики. Если связь в том, что икона была на свадьбе отца Александра Невского – мало ли у нас в России храмов Александра Невского? Давайте мы в Болгарию отдадим, там тоже есть в Софии храм Александра Невского.

    Это полное безобразие и разврат. Это покушение на национальное достояние, которое принадлежит всем нам, а не просто отдельно взятому неведомому никому поселку «Княжье озеро». Потому что там, понимаете ли, люди, которые близки к правительству, богатенькие люди, имеющие состояние и влияние.

    – Сторонники передачи нередко аргументируют, что иконы должны принадлежать церкви…
    – Это не церковная собственность, а национальная. Это история, мы не остаемся на одном месте, мы все время меняемся. Никому же не приходит в голову раздать сейчас все драгоценности из Оружейной палаты. Они ведь тоже когда-то где-то находились. Каждая вещь когда-то для чего-то была создана, имела своих владельцев, ну давайте тогда вовсю будем раздавать.

    Заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры РФ Лев Лившиц(фото: rsuh.ru)
    Заведующий отделом древнерусского искусства института искусствознания Минкультуры РФ Лев Лившиц(фото: rsuh.ru)

    – Говорится также, что иконы должны использоваться в богослужениях…

    – Прекрасно, давайте использовать находящиеся в музеях иконы для богослужений: все каноны православия говорят, что любой грамотно сделанный список обретает действенность. Но они не интересуются тем, что тот мощный потенциал, который заложен в любом древнем памятнике, просто не используется. Их не интересует историко-культурная, художественная ценность иконы, их интересует факт ее наличия. Получается, иерархи, как бы сами себе противореча, поклоняются доскам, а не образу.

    – Действительно, почему именно оригиналы?
    – Потому что оригиналы очень ценны. Церковь относится к этому не как к святыням, а как к собственности. Таким образом иерархи приобретают имущество, приобретают авторитет. Для богослужения можно использовать что угодно. Главное – не надо разбивать традиции. Если бы икона все время находилась там, у кого бы поднялась рука, кто бы покусился на памятник, который испокон веков находится на своем месте. Но есть уже почти столетняя традиция пребывания памятников в других условиях. Они привыкают к жизни. Человек ходил все лето без шубы, а потом наступили морозы, а у него шубы нету. Памятники, которые находятся в музее, лишились своих шуб. Пока они жили в церкви, они записывались, их закрывали олифой, они приобретали огромный подкожный слой. А реставраторы в музее их раскрыли, они сейчас в маечках находятся, а их предлагают переместить обратно на мороз.

    – Чем может грозить выдача этой иконы храму?
    – Во-первых, понижается ее статус. Они говорят о повышении ее ценностного статуса, но на самом деле это чистой воды провинциализация. И, разумеется, это опасно для ее сохранности. Памятник может погибнуть в считанные годы. Особенно если речь идет о помещении нового храма (церковь Александра Невского была построена в прошлом году – прим. ред.) – новые храмы строятся без учета возможности регулирования температурно-влажностного режима. Гарантии сохранности, которые при этом даются, ровным счетом ничего не стоят, никто руку на отсечение не отдаст, а если памятник погибнет, то отвечать за это никто не будет. Да если даже и ответит, нам с вами от этого легче не будет.

    – Не могли бы вы подробнее рассказать об опасностях разрушения иконы при смене места?
    – Перенос древних икон – всегда крайне опасное мероприятие. Любой музейный сотрудник, знакомый с хранением, подтвердит, что даже при переносе из одного помещения музея в другое иконы всегда болеют. Это же древесина, сложная структура, она моментально реагирует на любые изменения температурно-влажностного режима. Доски начинает коробить, начинает сыпаться красочный слой и так далее.

    Мы скоро будем вообще все что угодно раздавать по заявкам публики

    – Были ли в последние годы подобные случаи?
    – Известно, что были замечены изменения сохранности при краткой выдаче иконы Владимирской Богоматери для богослужения, Троица реагировала на непродуманное перенесение из одного помещения музея в другое, такие случаи достаточно хорошо известны. С другой стороны, иконы не всегда наблюдаются должным образом, потому что когда они находятся не в музейных условиях, нет квалифицированного реставрационного и хронического наблюдения, не ведутся журналы, так что ответить на этот вопрос крайне затруднительно. Информацию весьма скупую, а чаще отсутствующую очень трудно получить у тех людей в церкви, которые должны за это отвечать. А чаще никто и не отвечает.

    – Имеют ли основания обещания иерархов хранить иконы надлежащим образом?
    – У них просто нет таких условий. Мы хорошо знаем, что в Пскове по вине церковноначалия в аварийном состоянии находится гигантский иконостас Троицкого епархиального собора, потому что они нелепо и глупо пользуются установленной там системой отопления. Не умеют они хранить, у них нет кадров.

    – И научные кадры со стороны они не привлекают?
    – Не привлекают. Они сами с усами, они не хотят общаться с нами.

    – Можете ли вы вспомнить аналогичные случаи выдачи икон за последнее время?
    – Выдачи есть, конечно. Мы знаем, что Ярославский музей выдал в Свято-Введенский Толгский монастырь древнюю икону Толгской Богоматери. Тоже нехорошо. Но, во-первых, она действительно там раньше была, в отличие от Торопецкой, которая к «Княжьему озеру» уж точно отношения не имеет. В последнем случае тогда логичнее отдать икону в Белоруссию, в Полоцк, зачем мелочиться. И, во-вторых, икона Толгской Богоматери остается музейным памятником, там каждый день хранители ездят по 18 километров, она все время находится под наблюдением реставраторов и хранителей.

    – У вас есть какие-то ожидания, в чью пользу будет принято решение, и послужит ли эта история прецедентом?
    – Обязательно послужит. Спасо-Елизаровский монастырь теперь тоже требует икону XIV века, да таких просьб сейчас идет валом. К сожалению, насколько можно наблюдать, дирекция делает под козырек, она боится. Предыдущий директор, Василий Пушкарев, этого бы никогда не сделал. Владимир Гусев, наверное, более аккуратен. Хорошо, что эта история стала достоянием общественности. В России должно быть гражданское общество, оно должно отвечать за то, что происходит. Это наши ценности, или мы абсолютно к ним равнодушны? Мы позволяем кому-то их приватизировать или не приватизировать? Но, боюсь, общественного мнения пока, к сожалению, никто не боится, все делается, чтобы его не существовало. А музеи, памятники – это те вещи, которые являются цементирующими, это то, что нас всех объединяет, это память, наши реальные духовные ценности. Их у нас и отнимают.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •