Взгляд
27 ноября, пятница  |  Последнее обновление — 09:54  |  vz.ru
Разделы

Россия должна вмешиваться во внутренние дела «партнеров»

Александр Тимохин
Александр Тимохин, журналист
Подлинная независимость – для тех стран и народов, которые в силах ей распорядиться без вреда для себя и для России. Нам пора сделать это базовым принципом нашей политики, иначе Карабах раз за разом будет повторяться в разных местах. Подробности...

За кем пойдут миллионы из Instagram и Youtube

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Никакой тиктокер не выведет «миллион своих подписчиков» на улицы. Никакой видеоблогер, рассказывающий о путешествиях или постящий забавных котиков, не убедит избирателя голосовать так, как он скажет. Всем плевать. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Зачем США провоцируют российскую армию

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Америка продолжает устраивать России военные провокации. Устраивать – и надеяться на то, что российская реакция поможет американской дипломатии вернуть союзников в антироссийское стойло. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Мир прощается с легендарным Диего Марадоной

Легендарный аргентинский футболист Диего Марадона скончался 25 ноября в возрасте 60 лет из-за остановки сердца. После его смерти в Аргентине объявили трехдневный траур. Поклонники величайшего футболиста 20-го века во всем мире выражают свою скорбь
Подробности...

Голая активистка Femen изобразила в Киеве «девочку на шаре»

Обнаженная активистка Femen провела перед зданием администрации президента Украины акцию против «насилия». Очевидно, сеанс стриптиза приурочен к стартовавшей в среду всемирной акции «16 дней против насилия». Активистка воссоздала образ «девочки на шаре» из известной картины Пикассо
Подробности...

На Приморье обрушился самый мощный ледяной шторм за последние 30 лет

Три дня во Владивостоке продолжался ледяной шторм. В результате разгула стихии было обесточено несколько районов города, наблюдаются перебои с подачей воды. Только по предварительным подсчетам, ущерб в Приморье оценивается в 80 миллионов рублей
Подробности...
16:31

В Бурятии около 300 специалистов в сфере культуры прошли курсы повышения квалификации

Сотрудники учреждений культуры Бурятии – порядка 300 человек – прошли курсы повышения квалификации благодаря федеральному проекту «Творческие люди» нацпроекта «Культура», сообщили в Минкультуры республики.
Подробности...
16:11

В Хабаровске в 2021 году отремонтируют театр юного зрителя

Театр юного зрителя в Хабаровске в 2021 году обновит зрительный зал и сцену на средства национального проекта «Культура», сообщила заместитель министра культуры региона Ирина Купченко.
Подробности...
17:21

В Севастополе в следующем году продолжат подготовку волонтеров культуры

Организаторы школы волонтеров, которая впервые прошла этой осенью в музее-заповеднике Херсонес Таврический в Севастополе, планируют вновь реализовать проект в 2021 году, сообщил руководитель проекта Артем Чернов.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Армении опровергли нарушение границы армией Азербайджана

    Главная тема


    Киргизы делают выбор между нищетой и русским языком

    решение конфликта


    Главком ВСУ оценил шансы вернуть Донбасс военным путем

    строительство газопровода


    Сертификатор «Северного потока – 2» опроверг слухи о выходе из проекта

    легенда футбола


    Кардиолог рассказал, как можно было спасти сердце Марадоны

    Видео

    опиоидная эпидемия


    «Фабрика смерти» американских миллиардеров признала вину

    новые санкции


    США лишают российские самолеты иностранных комплектующих

    сланцевый газ


    Америка проигрывает конкуренцию Газпрому в Европе

    пятое поколение


    Британия нацеливает на врагов турецкие истребители будущего

    «атака века»


    Чем ответить на страшные обвинения в адрес советского подводного аса

    зависимость от запада


    Глеб Простаков: Украина поссорилась почти со всеми соседями

    политика сплочения


    Олег Хавич: Белоруссия ведет себя с Россией так, как Польша с ЕС

    отвержение зла


    Сергей Худиев: Сравнивать тех, кто зажег печи Освенцима, и тех, кто их погасил – жульничество

    на ваш взгляд


    Нужна ли России собственная орбитальная космическая станция?

    «Покушение на национальное достояние»

    Икона Торопецкой Богоматери была написана, по разным оценкам, в XII-XIV вв.    26 ноября 2009, 21:23
    Фото: icon-art.info
    Текст: Роман Крецул

    Администрация Русского музея в Санкт-Петербурге получила из Министерства культуры распоряжение выдать икону Торопецкой Богоматери в храм Александра Невского, расположенный в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» под Москвой. В музее обещают принять решение в ближайшие дни. Заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры Лев Лившиц рассказал газете ВЗГЛЯД, чем может обернуться выдача иконы.

    – Лев Исаакович, насколько ценной с исторической, культурной и художественной точек зрения является икона Торопецкой Богоматери?
    – Она имеет колоссальную историческую, культурную и художественную ценность. Это один из самых древних наших памятников. С ним связана легенда о переносе копии иконы Эфесской Богоматери в XII веке из Иерусалима в Полоцк. Из Полоцка этот список попал в Торопец, где находился до революции, оттуда он попал после реставрации в Русский музей в Ленинграде. Памятник датируется разными экспертами от XII до середины − первой половины XIV века. Некоторые связывают его с именем Александра Невского, потому что, возможно, эта икона присутствовала на свадьбе его отца, Ярослава Всеволодовича. В художественном плане, если принять в качестве датировки середину XIV века, это один из самых ранних памятников псковского или полоцкого иконописания. Так что это совершенно уникальный памятник.

    Их не интересует историко-культурная, художественная ценность иконы, их интересует факт ее наличия

    – Каково ваше мнение по поводу возможной передачи иконы из Русского музея в храм «Княжьего озера»?
    – Категорически нельзя выдавать. Музей – это государственное хранение, это банк. Вы можете просто так выдать тонну золота какому-то дядечке? Вам нужны будут гарантии. Мы выдаем такие вещи на выставки под гигантские страховки, они страхуются на миллионы долларов. Почему мы должны выдавать памятник в этом случае? Непонятно вообще, какое отношение к этой иконе имеет поселок «Княжье озеро». Мы скоро будем вообще все что угодно раздавать по заявкам публики. Если связь в том, что икона была на свадьбе отца Александра Невского – мало ли у нас в России храмов Александра Невского? Давайте мы в Болгарию отдадим, там тоже есть в Софии храм Александра Невского.

    Это полное безобразие и разврат. Это покушение на национальное достояние, которое принадлежит всем нам, а не просто отдельно взятому неведомому никому поселку «Княжье озеро». Потому что там, понимаете ли, люди, которые близки к правительству, богатенькие люди, имеющие состояние и влияние.

    – Сторонники передачи нередко аргументируют, что иконы должны принадлежать церкви…
    – Это не церковная собственность, а национальная. Это история, мы не остаемся на одном месте, мы все время меняемся. Никому же не приходит в голову раздать сейчас все драгоценности из Оружейной палаты. Они ведь тоже когда-то где-то находились. Каждая вещь когда-то для чего-то была создана, имела своих владельцев, ну давайте тогда вовсю будем раздавать.

    Заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры РФ Лев Лившиц(фото: rsuh.ru)
    Заведующий отделом древнерусского искусства института искусствознания Минкультуры РФ Лев Лившиц(фото: rsuh.ru)

    – Говорится также, что иконы должны использоваться в богослужениях…

    – Прекрасно, давайте использовать находящиеся в музеях иконы для богослужений: все каноны православия говорят, что любой грамотно сделанный список обретает действенность. Но они не интересуются тем, что тот мощный потенциал, который заложен в любом древнем памятнике, просто не используется. Их не интересует историко-культурная, художественная ценность иконы, их интересует факт ее наличия. Получается, иерархи, как бы сами себе противореча, поклоняются доскам, а не образу.

    – Действительно, почему именно оригиналы?
    – Потому что оригиналы очень ценны. Церковь относится к этому не как к святыням, а как к собственности. Таким образом иерархи приобретают имущество, приобретают авторитет. Для богослужения можно использовать что угодно. Главное – не надо разбивать традиции. Если бы икона все время находилась там, у кого бы поднялась рука, кто бы покусился на памятник, который испокон веков находится на своем месте. Но есть уже почти столетняя традиция пребывания памятников в других условиях. Они привыкают к жизни. Человек ходил все лето без шубы, а потом наступили морозы, а у него шубы нету. Памятники, которые находятся в музее, лишились своих шуб. Пока они жили в церкви, они записывались, их закрывали олифой, они приобретали огромный подкожный слой. А реставраторы в музее их раскрыли, они сейчас в маечках находятся, а их предлагают переместить обратно на мороз.

    – Чем может грозить выдача этой иконы храму?
    – Во-первых, понижается ее статус. Они говорят о повышении ее ценностного статуса, но на самом деле это чистой воды провинциализация. И, разумеется, это опасно для ее сохранности. Памятник может погибнуть в считанные годы. Особенно если речь идет о помещении нового храма (церковь Александра Невского была построена в прошлом году – прим. ред.) – новые храмы строятся без учета возможности регулирования температурно-влажностного режима. Гарантии сохранности, которые при этом даются, ровным счетом ничего не стоят, никто руку на отсечение не отдаст, а если памятник погибнет, то отвечать за это никто не будет. Да если даже и ответит, нам с вами от этого легче не будет.

    – Не могли бы вы подробнее рассказать об опасностях разрушения иконы при смене места?
    – Перенос древних икон – всегда крайне опасное мероприятие. Любой музейный сотрудник, знакомый с хранением, подтвердит, что даже при переносе из одного помещения музея в другое иконы всегда болеют. Это же древесина, сложная структура, она моментально реагирует на любые изменения температурно-влажностного режима. Доски начинает коробить, начинает сыпаться красочный слой и так далее.

    Мы скоро будем вообще все что угодно раздавать по заявкам публики

    – Были ли в последние годы подобные случаи?
    – Известно, что были замечены изменения сохранности при краткой выдаче иконы Владимирской Богоматери для богослужения, Троица реагировала на непродуманное перенесение из одного помещения музея в другое, такие случаи достаточно хорошо известны. С другой стороны, иконы не всегда наблюдаются должным образом, потому что когда они находятся не в музейных условиях, нет квалифицированного реставрационного и хронического наблюдения, не ведутся журналы, так что ответить на этот вопрос крайне затруднительно. Информацию весьма скупую, а чаще отсутствующую очень трудно получить у тех людей в церкви, которые должны за это отвечать. А чаще никто и не отвечает.

    – Имеют ли основания обещания иерархов хранить иконы надлежащим образом?
    – У них просто нет таких условий. Мы хорошо знаем, что в Пскове по вине церковноначалия в аварийном состоянии находится гигантский иконостас Троицкого епархиального собора, потому что они нелепо и глупо пользуются установленной там системой отопления. Не умеют они хранить, у них нет кадров.

    – И научные кадры со стороны они не привлекают?
    – Не привлекают. Они сами с усами, они не хотят общаться с нами.

    – Можете ли вы вспомнить аналогичные случаи выдачи икон за последнее время?
    – Выдачи есть, конечно. Мы знаем, что Ярославский музей выдал в Свято-Введенский Толгский монастырь древнюю икону Толгской Богоматери. Тоже нехорошо. Но, во-первых, она действительно там раньше была, в отличие от Торопецкой, которая к «Княжьему озеру» уж точно отношения не имеет. В последнем случае тогда логичнее отдать икону в Белоруссию, в Полоцк, зачем мелочиться. И, во-вторых, икона Толгской Богоматери остается музейным памятником, там каждый день хранители ездят по 18 километров, она все время находится под наблюдением реставраторов и хранителей.

    – У вас есть какие-то ожидания, в чью пользу будет принято решение, и послужит ли эта история прецедентом?
    – Обязательно послужит. Спасо-Елизаровский монастырь теперь тоже требует икону XIV века, да таких просьб сейчас идет валом. К сожалению, насколько можно наблюдать, дирекция делает под козырек, она боится. Предыдущий директор, Василий Пушкарев, этого бы никогда не сделал. Владимир Гусев, наверное, более аккуратен. Хорошо, что эта история стала достоянием общественности. В России должно быть гражданское общество, оно должно отвечать за то, что происходит. Это наши ценности, или мы абсолютно к ним равнодушны? Мы позволяем кому-то их приватизировать или не приватизировать? Но, боюсь, общественного мнения пока, к сожалению, никто не боится, все делается, чтобы его не существовало. А музеи, памятники – это те вещи, которые являются цементирующими, это то, что нас всех объединяет, это память, наши реальные духовные ценности. Их у нас и отнимают.


     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •