Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
2 июля 2008, 17:57 • Общество

ВВС РФ полетит без перерывов

Россия значительно увеличит дальность полетов

ВВС РФ полетит без перерывов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Программа вооружения РФ на период до 2020 года, предусматривающая разработку воздушных заправщиков и летающих командных пунктов, позволит России закрепить свое преимущество в воздухе. Самолеты специального назначения – важнейший компонент любых ВВС, но до сих пор страна сталкивалась с трудностями в их создании, это привело к длительному перерыву в полетах стратегической авиации. Новые решения в этой сфере обещают стать самыми эффективными в мире.

Платформой для создания воздушных заправщиков, летающих командных пунктов, самолетов ДРЛО и РЭП, по мнению члена правления Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Виктора Ливанова, который и сообщил о начале их разработок, могут послужить грузовые модификации лайнера Ил-96.

При увеличении продолжительности полета за счет использования Ил-196 возможности российского воздушного КП сравняются с американским

«Авиакомплекс им. Ильюшина совместно с Минобороны России рассматривают в перспективе возможность создания на базе самолета Ил-96-400Т топливозаправщика для российских ВВС», – сообщил Ливанов. Однако отметил, что для начала работ по самолетам специального применения на базе Ил-96-400Т необходимы соответствующие решения.

«Таким документом должна стать новая Программа вооружений России на период до 2020 года», – сказал он.

Уточним, что с конца 1950-х годов самолеты специального назначения, обеспечивающие действия тактической и стратегической авиации, являются важнейшей компонентой любых ВВС.

С тех пор, как в конце 1940-х сначала в Британии, а за тем в СССР и США были отработаны методы дозаправки самолетов в воздухе, в мире появилось множество типов летающих танкеров. Изначально это были морально устаревшие бомбардировщики, переоборудованные для решения вспомогательных задач (в те годы авиация прогрессировала стремительно, и таких самолетов было достаточно), однако магистральный путь развития военной авиации состоял в использовании в этой роли модернизированных гражданских самолетов.

Действительно, авиалайнеры, как правило, несут большую полезную нагрузку, чем боевые машины. Кроме того, на гражданских самолетах установлены более экономичные двигатели. А задача танкера – передать заправляемому самолету как можно больше топлива, следовательно, потребление горючего им самим должно быть как можно меньше.

В США базой для флота танкеров послужили лайнеры Boeing 707 разработки конца 1950-х. Созданные на их основе самолеты КС-135 до сих пор продолжают выполнять свои задачи.

В Британии на эту роль приспособили не очень удачный в гражданском варианте самолет VC-10. В конце 1980-х флот заправщиков пополнили КС-10 Extender, переоборудованные из пассажирских Lockheed L-1011 – последние, впрочем, также могут использоваться в качестве военно-транспортных машин.

В СССР дело обстояло иначе. Вплоть до появления заправщика Ил-78 в советских ВВС танкерный флот состоял из специальных вариантов бомбардировщиков Ту-16 и 4М. Но первые могли дозаправлять только однотипные машины методом «с крыла на крыло», а вторые необдуманно были включены в состав вооружений, подпадающих под договор СНВ-2. Именно эти самолеты были уничтожены первыми на базах разделки. Отчасти это решение и привело к длительному перерыву в полетах нашей стратегической авиации.

Машины, способной обеспечить дозаправку самолетов тактического звена, до появления Ил-78 в СССР просто не существовало. Танкеры 4М могли заправить за раз не более одного самолета, тогда как большинство американских танкеров обеспечивали дозаправку сразу трех.

Самолет Ил-78, созданный в 1980-е, был предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего, в целях увеличения их радиуса действия.

Он обеспечивает выполнение задач нанесения удара по удаленным стратегическим целям или противодействия средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к рубежам России. Ил-78 способен передавать в воздухе 30 тыс. кг топлива на рубеже 2,5 тыс. км или 60 тыс. кг на рубеже 1 тыс. км.

Ил-78 – очень неплохой самолет. Сейчас он интенсивно эксплуатируется в составе дальней авиации, продается на экспорт в Индию и Китай. Один такой заправщик имеется даже в составе ВВС США. У «Илов» всего два решающих недостатка: к 2020 году они в большинстве «вылетают» свой ресурс, а новых взять негде.

Производство базовой модели оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МД, на базе которого в свое время был создан танкер, осуществлялось на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. Чкалова. Однако по ряду причин продолжать там выпуск стало невыгодно, а перенос производства в Воронеж не состоялся из-за ошибок планирования. По этой причине был сорван контракт на поставку в КНР партии Ил-76 и Ил-78.

Создалось нетерпимое положение. Отсутствие танкеров в составе ВВС резко ограничит возможности дальней авиации и заведомо лишит части преимуществ перспективные тактические самолеты Су-34, Су-35 и ПАК ФА. В связи с туманными перспективами возобновления производства Ил-76, единственным кандидатом на роль воздушного заправщика остается единственный серийно выпускаемый в России широкофюзеляжный самолет Ил-96.

По неофициальной информации, авиакомплекс им. Ильюшина уже прорабатывает проекты создания самолета-заправщика Ил-96-400СЗ и воздушного пункта управления Ил-96-400ВзПУ.

К 2020 году, когда на вооружение начнут поступать первые Су-35, в заметных количествах появятся фронтовые бомбардировщики Су-34 и начнутся испытания предсерийных истребителей 5-го поколения, на Воронежском авиазаводе предлагается построить от 20 до 40 Ил-96-400СЗ. Такой самолет будет вдвое эффективнее Ил-78, в 1,8 раза – Ил-78М и в 1,25 – самого массового в ВВС США самолета-заправщика KC-135R. Он будет лишь незначительно уступать KC-10A, но после модернизации Ил-96-400СЗ и установки двигателей НК-93 отставание будет преодолено.

В России Ил-96 также может стать стандартной платформой для других специальных самолетов: воздушных командных пунктов для высшего командного состава, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/AWACS) и радиоэлектронного противодействия и радиоразведки (РРЭП).

По мнению некоторых авиационных экспертов, воздушный пункт управления Ил-96-400ВзПУ должен заменить устаревающие Ил-80 (на базе Ил-86), которым уже требуется восстановительный ремонт и обязательная глубокая модернизация.

Новый самолет должен обеспечить полеты в зоне, расположенной на удалении 500 км от аэродрома базирования с дежурством в ней от 12 до 24 часов. Ожидается, что Ил-96-400ВзПУ по потенциалу более чем в два раза превосходит Ил-80 и будет незначительно уступать по продолжительности дежурства в воздухе самолету управления США Е-4В. При увеличении продолжительности полета за счет использования в качестве базы самолета следующего поколения Ил-196, боевые возможности российского воздушного КП сравняются с американским.

До 2015–2020 годов воронежский авиазавод может построить от двух до четырех воздушных пунктов управления на базе Ил-96-400Т или Ил-196. Специалисты не исключают также, что на основе Ил-96-400Т может быть создан самолет радиоэлектронной разведки и противодействия, а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, аналогичный американскому AWACS типа E-3 Sentry.

..............