Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевКакой главный путь передачи коронавируса?
Четкого ответа тут нет. Пока исследований, которые бы четко говорили: «Такой-то процент людей заразился при прямом контакте с человеком, а такой-то – от прикосновения к какому-то предмету», не опубликовано. Но факты говорят о том, что при ответственном соблюдении защитных и профилактических мер вероятность заразиться от прямого контакта, конечно, выше.
«Заболевание передается от человека к человеку посредством маленьких капель из носа или рта, когда зараженный человек кашляет, сморкается или чихает. Эти капли попадают на другого человека или на поверхность», – пишет Всемирная организация здравоохранения об основном способе передачи вируса.
При разговоре или даже дыхании SARS-CoV-2 тоже передается. При этом передача в любом случае будет от контакта с поверхностью – вопрос только, с какой именно: волосами, одеждой, телефоном, полом, поручнями в метро, ручкой двери такси, бумажными купюрами. А прямой ли был контакт или косвенный – для науки не так важно.
Дыхательная капельная передача
Все респираторные инфекции передаются посредством капель разного размера. Если капли большие – больше 5–10 микрон в диаметре, то говорят прежде всего о капельной передаче, если сверхмаленькие, менее 5 микрон, то передачу принято называть аэрозольной, или воздушно-капельной.
Капельная передача возможна, когда зараженный человек чихнул, плюнул, высморкался, крикнул на своего собеседника или какую-либо поверхность вокруг себя. Именно на исследованиях о капельной передаче как о главном способе распространения и базируются главные рекомендации по COVID-19 для населения – прежде всего социальное дистанцирование и, как следствие, самоизоляция.
ВОЗ советует людям придерживаться расстояния в один метр между собой, американский Центр по контролю за заболеваемостью (CDC) – двух метров. Но критики утверждают, что эти цифры основаны на устаревших исследованиях 1930–1940-х годов. Последние данные показывают, что при чихании капли способны пролететь до восьми метров, при кашле – больше двух метров, и около метра – при дыхании.
Заражение с поверхности предметов
Вероятность заразиться, прикоснувшись к поручню или ручке двери в метро, равно как и к любому другому предмету, действительно довольно велика. Последнее исследование на эту тему вышло 10 апреля – китайские ученые в период с 19 февраля по 2 марта исследовали палаты нескольких десятков зараженных пациентов в больнице Уханя и пытались понять, на каких поверхностях и в каких объемах оседают частицы с коронавирусом.
Как выяснилось, практически на всех: на полах, на кроватях пациентов, на компьютерных мышах, на мусорных корзинах. Кроме того, вирус нашли и на половине исследованных подошв на обуви персонала – медики, таким образом, разносили его по больнице.
Схожую работу проводили вирусологи из медицинского центра Университета Небраски в США. Они обнаружили РНК вируса на 76% вещей пациентов – то есть на одежде, мобильных телефонах, ноутбуках, пультах и прочем (самая большая концентрация была на смартфонах – 83%). Медицинские принадлежности в палатах были «заражены» в той же степени.
При этом важно не только знать, на каких поверхностях вирус оседает, тем более что последние работы показывают, что почти на любых, но и понимать, сколько он на них держится. На начальном этапе медицинские власти утверждали, что обычно он не живет дольше двух–трех часов на чем бы то ни было, однако последние исследования выдают более мрачные прогнозы.
Работа ученых из США и Великобритании, опубликованная 17 марта, основывалась на наблюдениях за поведением именно COVID-19 – предыдущие данные же базировались на исследованиях SARS и MERS, предшественников нынешнего коронавируса. Инфекционисты пришли к выводу, что меньше всего SARS-CoV-2 держится на медных поверхностях – до четырех часов. На картоне – до суток, а на пластике и стали – до трех дней.
Но эти данные на самом деле не столь удручающи, как кажется. Дело в том, что с каждой минутой и часом концентрация вирусных частиц на любой поверхности уменьшается. Скорость этого процесса зависит от условий – как правило, если коронавирус во влажной среде, его частицы умирают медленнее, если в обычной сухой при комнатной температуре – быстрее. Чем меньше вирусных частиц, тем ниже риск заражения. Другой вопрос, сколько определенному вирусу требуется частиц, чтобы заразить человека. Каким-то, как норовирусу, например, нужна лишь пара десятков, а каким-то – миллионы. То есть где-то достаточно прикоснуться пальцем к поверхности для заражения, а где-то будет мало и обеих ладоней. Насколько заразен SARS-CoV-2 в данном контексте – пока неясно, исследований нет.
Однако сам тот факт, что SARS-CoV-2, как и любой инфекционный агент, сильно зависим от структуры поверхности, на которой он находится, а также от концентрации вирусных частиц для передачи, говорит о меньшем по сравнению с прямым контактом шансе на заражение, утверждают специалисты. Человек, в конце концов, гораздо чаще трогает свою одежду, волосы, лицо, чем условные поручни в метро. Эта разница, правда, может легко быть нивелирована, если и сам человек, и другие граждане не соблюдают социальную дистанцию. Ну а вероятность заразиться от прикосновений к продуктам в магазинах или к дверям в транспорте хоть и есть, но она все же не так высока. Особенно если мыть руки и не трогать лицо.
Воздушно-капельный путь
Один из главных вопросов сейчас – передается ли SARS-CoV-2 по воздуху. Важен он потому, что в случае утвердительного ответа всю нынешнюю систему рекомендаций придется серьезно перестраивать.
Некоторые исследования, в том числе из уже приведенных выше, выявили, что микрочастицы SARS-CoV-2 (те самые, что меньше 5 микрон) до трех часов держались в воздухе на участках радиусом до четырех метров от места, где больной чихнул или покашлял. Если бы это действительно было так, то социальное дистанцирование парой метров не ограничивалось бы точно – и более-менее лояльные ограничения на передвижения, принятые сейчас в российских городах, тоже бы стоило серьезно ужесточать.
Однако ВОЗ в своих рекомендациях для медучреждений отдельно остановилась на этом вопросе: «В этих исследованиях воздушно-капельные взвеси с вирусом были сгенерированы с использованием трехструйного распылителя Коллисона и затем помещены в барабан Гольдберга для создания общей среды. Это мощные аппараты, которые нельзя связывать с ситуацией, когда человек кашляет в обычных условиях. Кроме того, частицы SARS-CoV-2 в обычной среде не ведут себя так же, как в специально сгенерированной». Иными словами, доверять подобным исследованиям рано. По крайней мере, при исследовании 75 тысяч случаев заболевания в Китае воздушную передачу вируса обнаружить не удалось.