Взгляд
20 января, понедельник  |  Последнее обновление — 12:29  |  vz.ru
Разделы

Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

Герман Садулаев, писатель, публицист
Либералы учили нас, что приоритет международных договоров над внутренними нормами – это нормальная, «общечеловеческая» практика. Однако во флагмане «общечеловеческой» цивилизации, США, никакого примата международных норм над американскими нет. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Россиянам наказано рожать, украинцам – умирать

Глеб Простаков, журналист
Украина в ближайшие недели примет новый трудовой кодекс, который отменит большинство из имеющихся у работников социальных гарантий. Его уже прозвали «кодексом рабовладельцев». Подробности...
Обсуждение: 59 комментариев

Почему русские не обижаются

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Национальность – это нормально. Это естественно. Плохо, когда национальность начинает считать себя нацией, оставаясь национальностью. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Политолог: Меркель не удалось перехватить инициативу по Ливии

        Главная тема


        Русофобскую пропаганду первым изобрел немец

        переговоры по Ливии


        Макрон и Меркель потеряли Путина на саммите в Берлине

        «угроза безопасности»


        Джонсон на встрече с Путиным отказался от нормализации отношений России и Британии

        символ экстремизма


        Сатановский: Украинский трезубец – брат-близнец свастике и эсэсовским зигам

        Видео

        поставки газа


        Германия начала сражение за «Северный поток – 2»

        «демографический пакет»


        Путин вступился за семьи перед «моральными уродами»

        300-летняя уния


        Запущен процесс развала Британии

        «принципы децентрализации»


        Меркель перевела Украину на ручное управление

        Признаки перемен


        Василий Федорцев: Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

        Новая эра


        Владимир Можегов: Русская мечта как мировоззрение

        Колоссальные средства


        Ирина Алкснис: России осталось решить одну большую проблему

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Каким будет новый премьер-министр Мишустин?

        Как связаны чашка Сталина и Кольцевая линия метро?

           3 августа 2019, 11:24
        Фото: Grigory Dukor/Reuters
        Текст: Алексей Яковлев

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Столичные власти на днях объявили, что на Кольцевой линии московского метро появится-таки 13-я станция – «Суворовская». Располагаться она будет между «Новослободской» и «Проспектом Мира», с нее можно будет перейти на «Достоевскую». 

        Новая станция мигом заставила отечественные СМИ вспомнить мифы и легенды, годами копившиеся вокруг Кольцевой линии. В частности, о «чашке Сталина» и мистике «12 станций». 

        «Чашка»

        Если в двух словах, суть истории такова. Когда шло обсуждение проектов развития московского метро, подуставший Иосиф Виссарионович просто поставил чашку с кофе на план инженеров, лежавший на столе (по одной версии он сделал это случайно, по другой – специально, но суть от этого не меняется), – и заявил: «Так и стройте». И более того – цвет кофе тоже сыграл свою роль. Линия-то «коричневая». А вы думали. На самом деле это, конечно, миф. Выдуманность «чашки» становится очевидной еще и при пристальном взгляде на историю создания Кольцевой линии. 

        Первое «кольцо» на бумаге появилось ещё задолго до Сталина. В 1902 году его представили инженеры Балинский и Кнорре – сначала московским властям, а затем и императору. Их проект представлял собой два больших кольца, одно выходило из другого. В перспективе их должны были разрезать несколько радиальных линий.

        «Первый проект был представлен в 1902 году, и там, разумеется, уже были кольцевые линии.

        У Москвы радиально-кольцевая структура, поэтому логично было построить что-то из колец», – заявили газете ВЗГЛЯД в Музее московского метро.

        Идея пары инженеров едва не была утверждена, но в итоге пала под натиском лоббистов конки и трамвая. Но когда власти империи поняли, что пассажиров куда больше, чем лошади и трамваи могут осилить, было уже поздно – сначала грянула Первая мировая, а затем и революция.

        Между тем проекты строительства метро продолжали появляться. В 1918 году свой план представил архитектор Сакулин, в 1922 году – Бернацкий, и оба они уже предусматривали строительство кольцевых линий. Причем не одной, а сразу двух – по Садовому и Бульварному кольцам. Как видно, никакая чашка не нужна была, чтобы заставить инженеров и архитекторов думать о «кольце».

        В итоге советские власти начали строить метро в начале 30-х годов, первые утвержденные проекты никакой кольцевой линии не предполагали. Однако уже в 1932 году ее очертания все же стали проявляться. Все проекты следующих лет тоже не требовали никакой «чашки» сверху, поскольку инженеры хотели провести линию строго по Садовому кольцу. 

        К 1938-му стало ясно, что «кольцо» все же понадобится. Должна была подоспеть вторая очередь, пассажиров бы хлынул новый поток, и два-три пересадочных узла не справились бы с такой нагрузкой. В итоге появляется новый план развития. По нему видно, что либо стакан у Сталина был с кривым и непропорциональным дном, либо кто-то выдумал всю эту историю с чашкой, поскольку она подразумевала, что строить нужно было строго по контурам следа от стакана.

        В конечном итоге в 1943 году проект Кольцевой линии утвердили, и он был практически тем же, что мы знаем сейчас. 

        «12 станций – по числу знаков зодиака»

        «Хорошо известно, что внешне атеистическая советская власть совершенно не чуралась мистики. Достаточно взглянуть на масонскую символику советского герба, зиккурат мавзолея или на в чистом виде храмовые комплексы ВДНХ и мемориала на Мамаевом кургане», – говорит писатель, культуролог Андрей Новиков-Ланской. 

        Надо сказать, что число станций в разных проектах Кольцевой линии отличалось. Их было то 15, то 17...

        Затем, в 1941 году, когда план строительства окончательно утвердили, осталось 12. Здесь тоже усмотрели мистический момент. Сталин якобы очень интересовался трудами «колдуна с Сухаревой башни» Якова Брюса, сподвижника Петра I. В связи с этим вождь поручил сделать на Кольцевой линии именно 12 станций, по числу знаков зодиака. И такая связь действительно возможна, считает Новиков-Ланской.

        «Кольцевая линия метро действительно выстроена в соответствии с зодиакальным циклом: связь Сталина с Яковом Брюсом здесь скорее мифологична, что не отменяет астрологического принципа, лежащего в основе этой линии», – заметил писатель.

        На самом деле и правда – вскоре после открытия из 12 станций пересадочными были только пять. Остальные семь, соответственно, сделали таковыми позже. Почему же тогда изначально выбрали цифру 12? 

        В Музее метро же высказали прозаичную версию, объяснив все средней длиной перегонов между станциями, которая в нашем метрополитене составляет около двух километров. Таким образом, рассчитав суммарный километраж ветки, инженеры вывели и необходимое число станций – 12. «Трассы проложили через основные узлы. Изначально хотели строить вдоль Садового кольца (в южной части так в итоге и сделали), а потом проект переработали и решили подтянуть линию к вокзалам, поскольку на севере они чуть в стороне от Садового. Савеловский и Рижский вокзалы всегда были второстепенными, поэтому к ним просто решили не тянуть. Так что никакой мистики тут нет, как и в случае с чашкой кофе», – рассказывают в музее.

        К версии насчет длины перегонов, правда, тоже могут возникнуть вопросы, если посмотреть на трассировку на отдельных линиях в наше время. Где-то между станциями всего 380 метров, как между «Выставочной» и «Международной», где-то – и вовсе 6,6 км, как между «Крылатским» и «Строгино». Но средняя действительно до сих пор около двух км. Однако в 50-е годы, когда строилось большинство станций «кольца», средняя длина перегонов между ними составляла полтора километра. В общем, есть о чем подумать. 

        В целом же мифов о Кольцевой линии достаточно, даже если не считать «чашку» и роковое число станций. Одна только история о поезде-призраке, курсирующем по ней по ночам, чего стоит. 


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............