Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
2 комментарияКто и почему мешает экспорту российской нефти?
Возле турецких проливов скопились уже десятки танкеров с российской нефтью. Более 50 судов, включая танкеры с 39 млн баррелей нефти на борту, в основном российской и казахской, оказались в своеобразной пробке в акватории Стамбула, перед проливом Босфор. Это данные портового оператора Tribeca Shipping.
Время ожидания для грузовых судов, идущих из Черного моря в Средиземное, достигло уже 16 дней, что значительно дольше обычных шести дней, и оказалось максимумом с 2014 года. В обратную сторону – из Средиземного моря в Черное – время ожидания также достигло 17 дней при штатных все тех же шести днях.
Портовый оператор утверждает, что главной причиной возникновения очереди стал продолжительный шторм. А косвенной причиной – введенные с сентября более строгие правила прохождения через проливы. Согласно новым правилам, в составе каждого большого каравана судов отныне должен участвовать буксир, чего раньше не требовалось.
Как известно, Босфор и Дарданеллы остаются ключевыми транзитными точками для экспорта нашей нефти. Ежегодно через них перевозится свыше 120 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Кроме непосредственно нефти и нефтепродуктов, нынешние задержки в проливах негативно сказываются на торговле нашими зерновыми, включая пшеницу.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов не исключает, что Анкара нарочно мешает проходу российских судов и это элемент политической игры.
«Турция уже создавала иногда искусственные ограничения для прохода судов. Хотя по конвенции Монтрё она не имеет права запрещать проходы, на практике делать это несложно – путем как бы простых обычных задержек. Кроме того, имеет значение, куда направляются танкеры. Вполне возможно, что это также такая попытка ограничить поставки нефти на Ближний Восток и конкретно в Сирию», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Но в качестве давления на Москву – это странное решение. Во-первых, потому что у Москвы тоже есть рычаги давления, положим, мы строим там АЭС на кредитной линии, частично, под финансирование. У нас также строительство «Турецкого потока», которое также крайне важно для Турции, потому что это фактически обеспечит независимость потребления.
«Недавно президент Турции приезжал на переговоры с президентом России – как раз по вопросу Сирии. Напоминаю, что американцы выходят из северной Сирии, а Турция пытается создать там 30-километровую демилитаризованную зону», – отметил Абзалов. Он не исключает, что президент Эрдоган решил слегка надавить на Россию, будучи недовольным итогами саммита.
Правда, до сих пор Эрдоган давил по-другому, оговаривается Абзалов. «Он обычно ограничивает доступ российских компаний на турецкий рынок. Когда были сложные отношения, он поджимал российских производителей мясной продукции или несколько ограничивал поставку зерна. С этой точки зрения есть много других инструментов», – признал политолог.
Напомним, Россию обозреватели назвали «победительницей на очередном раунде переговоров с Турцией по вопросу сирийского урегулирования». Так, к примеру, писала газета Arab Weekly. В статье говорится, что Путин действовал аккуратно в разговоре с турецким президентом Эрдоганом и, «воспользовавшись несдержанным обещанием Анкары», «склонял» своего коллегу к российской позиции по сирийскому вопросу. Как известно, осенью Эрдоган пообещал освободить сирийскую провинцию Идлиб от террористических отрядов. Однако многие эксперты считают, что это обещание не было выполнено до конца.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, бывший депутат Госдумы Семен Багдасаров также не исключает, что турецкие власти решили поиграть с российскими кораблями из чисто политических соображений.
«Эрдоган был не очень доволен встречей с нашим президентом в Москве. Ему ведь очень нужно получить наше добро на создание двухкилометровой буферной зоны на турецкой границе с Сирией, – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД. – Вполне возможно, что в отместку турки специально мешают нашим кораблям».