Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментария«Такая «Украина» нам совершенно не нужна»
«Помню, когда меняли название «Адмирал флота Лобов» на «Украину», половина крейсера была выкрашенной, а половина – ржавой», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. По его словам, недостроенный крейсер, который был передан Киеву четверть века назад, сейчас годен лишь на металлолом.
Украинский президент Петр Порошенко распорядился продать недостроенный ракетный крейсер «Украина». Об этом стало известно накануне из заявления и. о. губернатора Николаевской области Вячеслава Боня.
Вели себя как собака на сене. Надо было своевременно принимать решение. Но то им американцы не позволяли, то еще кто-то...
На митинге работников николаевского Судостроительного завода им. 61 коммунара Бонь заявил: «У вас стоит крейсер «Украина», есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется, там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза на столько же. Там есть корпус и турбины, они востребованы». Как отмечала «Российская газета», по состоянию на 1 марта задолженность по зарплате рабочим этого судостроительного завода составила 51 млн гривен (107,9 млн рублей).
Добавим, что региональный портал «НикВести» дал другую информацию: проект «демилитаризации» крейсера, подготовленный правительством Владимира Гройсмана, подразумевает, что продадут только корпус и турбины, а вооружение и оборудование будут переданы министерству обороны Украины (а не проданы, как заявил николаевский губернатор).
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
- Минск и Киев имитируют хорошие отношения назло Москве
- Что известно об убийце экс-депутата Дениса Вороненкова
- Киев уже использует убийство Вороненкова в антироссийских целях
- Украина просит США приравнять ее к Афганистану
- МВФ послал Украине «черную метку»
Собственно «Украина», помимо прочего, должна быть оснащена ЗРК среднего радиуса действия С-300 «Форт» – морским вариантом комплекса С-300, а также 16 пусковыми установками для противокорабельных ракет «Вулкан».
В 1993 году крейсер в состоянии 75% готовности был выведен из состава ВМФ России и передан флоту Украины. На следующий год украинские власти приняли решение прекратить достройку из-за отсутствия финансирования. В 1998-м Леонид Кучма принял решение о достройке, тогда же отрапортовали о завершении строительства на 95%. Однако и через 10 лет строительство не было завершено. В 2010-м Виктор Янукович заявил о договоренности с Москвой по достройке крейсера с российской помощью, а командование ВМФ России сообщало о возможности покупки корабля для нашего флота. Однако уже год спустя тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков сообщил, что «Украину» российская сторона возьмет только даром.
После Майдана вновь назначенный николаевский губернатор Николай Романчук заявил: крейсер-недострой нужно немедленно продать, не спрашивая разрешения y России, ведь y государства нет денег на достройку, а содержание обходилось казне на тот момент в 6 млн гривен (12,7 млн рублей) в месяц. Губернатор сменился, а вопрос так и оставался в подвешенном состоянии. Добавим, что в те же дни, когда на Украине приняли решение о продаже «Украины», в Китае сообщили о готовящемся спуске на воду второго авианосца – в дополнение к флагману флота авианосцу «Ляонин» (бывшему недостроенному украинскому авианесущему крейсеру «Варяг», который был продан Китаю за «смешные» 20 млн долларов).
О том, почему Украина отказалась от своей «тезки», газета ВЗГЛЯД поговорила с командующим Черноморским флотом ВМФ России в 1998–2002 годах, экс-председателем думского комитета по обороне адмиралом Владимиром Комоедовым.
Владимир Комоедов
|
ВЗГЛЯД: Владимир Петрович, подлежит ли крейсер восстановлению или пригоден только для металлолома? Каковы потенциальные возможности крейсера «Украина»?
Владимир Комоедов: Когда на николаевском Судостроительном заводе стоял крейсер «Москва» и бывший «Адмирал флота Лобов», он тогда еще действительно был готов на 90%. Его можно было брать, в том числе и для российского военно-морского флота. Но сейчас, к сожалению, это груда металла, которая никому не нужна. Так его и хотят продать как металлолом. Он ни на что не способен. У крейсера «Украина» нет ни боекомплекта ракет, ни гидроакустических станций, ни локации, ничего нет.
ВЗГЛЯД: Ранее вы, сравнивая «Украину» с ракетным крейсером «Москва», отмечали, что «первый до сих пор гниет на верфи, а российский корабль выполняет боевые задачи». Почему Украина не в состоянии нести ответственность, как вы выразились, «за каждый винтик»?
В. К.: Украина не в состоянии и еще длительный период в состоянии не будет. Украине надо поворачивать оглобли в сторону России, тогда получится все. От американцев они уже сытые этой русофобией, которую распространили и сделали не то что сенсацией для своего народа, они сделали ее буквально таким флагом, которым теперь размахивают. Это большущая ошибка. Власть там надо менять.
#{weapon}Как в свое время говорил один из классиков, линкор может построить только высокоразвитая в экономическом плане страна. К сожалению, украинцы экономику развалили и довели ее до состояния, когда невозможно не то что достроить корабль, но и содержать в том числе. Хотя Леонид Кучма на нем был в свое время и флаг поднимал... Только это одно действие и осталось в памяти. Помню, когда меняли название «Адмирал флота Лобов» на «Украину», половина крейсера была выкрашена, а половина была ржавой.
ВЗГЛЯД: Насколько интересно было бы для России купить «Украину», на запасные части например?
В. К.: Все уже. В таком виде нам он совершенно не нужен, и достраивать его мы не будем. У нас уже другая кораблестроительная программа и другие проекты кораблей. Запчасти? А какие там запчасти?! – Он пустой. Украина приняла решение крейсер разобрать, снять все вооружение, которое там есть, положить на склады, а все остальное будет продавать как металлолом.
ВЗГЛЯД: При этом и. о. губернатора Николаевской области Вячеслав Бонь отмечал, что у крейсера «Украина» «есть корпус и турбины, они востребованы»...
В. К.: К слову, это не губернаторское дело, а выше, уровня правительства. Да, турбины – это ахиллесова пята в нашем военно-морском флоте, так как николаевский турбинный завод остался за пределами России. Неплохо было бы, конечно, приобрести. Но гарантии они (украинцы) не дадут, что они новые. А надо ведь везти эти турбины и технически в том числе нести ответственность. Это же высокотехнологичное производство и само изделие высокотехнологичное. Поэтому нет, спасибо, не нужна нам такая турбина.
Ничего, мы к концу 2017-го или началу 2018-го свои турбины запустим.
Думаю, что и другие страны не заинтересовались бы покупкой турбин. Ни в одной стране мира, кроме проданных, может быть, наших кораблей индусам, например, или Ирану, такие турбины нигде не стоят. И никто не заинтересован, потому что у всех есть свои. Да и вообще весь современный мир сейчас переходит на электродвижение.
ВЗГЛЯД: Не повторит ли крейсер «Украина» судьбу «Варяга»? Несмотря на то, что Турция под давлением США, которые также хотели купить «Варяг», на протяжении 16 месяцев отказывалась пропускать корабль через проливы Босфор и Дарданеллы, китайцы все же настояли на своем и «Варяг» стал первым крупным авианосцем Китая под названием «Ляонин»?
В. К.: Да, я тогда командовал флотом. Долго он стоял у Босфора на якоре с буксиром, и все никак его не пропускали. Китайцы могут сами понимаете из чего конфетку сделать. «Варяг», в отличие от «Украины», был металлоемкий, корпусная часть там почти вся была готова. Поэтому китайцы понимали, что купили не зря, и оценивали, что можно из «Варяга» сделать нормальный корабль.
А крейсер «Украина» в одиночном порядке им не нужен. Кому он нужен в одиночном порядке? Это должна быть какая-то корабельно-ударная группа, его самого надо охранять как ударную единицу. Поэтому никто его не возьмет. Вот на металлолом возьмут!
ВЗГЛЯД: И все-таки, может ли заслуживать уважение решение украинского правительства продать крейсер под названием «Украина»?
В. К.: Поздно пить «боржоми», когда желудка нет. Они его весь проели, желудок свой, с точки зрения крейсера «Украина». Вели себя как собака на сене. Надо было в свое время все это дело предлагать и своевременно принимать решение. То им американцы не позволяли, то еще кто-то не позволял. А сейчас он никому не нужен.