Игорь Караулов Игорь Караулов Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

8 комментариев
Камран Гасанов Камран Гасанов У Шольца сдают нервы

Если в правительстве ФРГ раньше считали, что давление нужно оказывать только на Россию, то после Курска спрос есть и с Украины. Неслучайно именно сейчас немецкие следователи вспомнили о подрыве «Северных потоков».

9 комментариев
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

5 комментариев
30 августа 2012, 17:08 • Политика

«Соответствует международной практике»

Максим Григорьев: Наблюдение за выборами требует знаний

«Соответствует международной практике»
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Андрей Резчиков

«Это соответствует тому процессу, который по факту сложился уже у нас в России. Достаточно большое количество людей приезжают на выборы в статусе независимых наблюдателей. К этой теме есть интерес в обществе», – заявил газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты Максим Григорьев, пояснив, зачем он призывает легализовать право российских НКО наблюдать за выборами.

В четверг на заседании комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества была предложена идея наделить некоммерческие организации (НКО) правом направлять наблюдателей на выборы. Такую инициативу выдвинули члены рабочей группы по общественному контролю над избирательным процессом ОП Иосиф Дискин и Максим Григорьев.

Политики, которые хотят использовать наблюдение в своих личных целях, хотят создавать временные организации для давления, саморекламы, для поддержки своих кандидатов, должны уйти

«Назрело широкое участие общественности в наблюдении за выборами. СМИ могут наблюдать за выборами, а некоммерческие организации, профессионально занимающиеся подготовкой наблюдателей, такой возможности не имеют», – посетовал Дискин.

В ОП предлагают, правда, наделять правом наблюдать только те НКО, «в уставах которых имеется соответствующая формулировка (о наблюдении за выборами) и которые созданы за год до назначения выборов; общественные объединения, имеющие право принимать участие в выборах представительных органов муниципальной власти; Общественные палаты субъектов РФ и Общественную палату РФ».

Не предполагается заранее закреплять общественных наблюдателей за определенными избирательными участками. «Тогда будет ясно, на каком участке будут наблюдатели, а на каком нет», – пояснил руководитель рабочей группы ОП Максим Григорьев.

Однако он высказался за составление пофамильных списков общественных наблюдателей за день-два до голосования и направление этих списков в избиркомы.

В свою очередь глава ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова, участвовавшая в дискуссии, призвала позволить наблюдение вообще всем общественным организациям. «Надо дать возможность гражданам быть наблюдателями и не выпрашивать этот статус у политических партий», – заявила она.

Шибанова, которую цитирует ИТАР-ТАСС, выступила также против составления списков наблюдателей. «Они попадают в (правоохранительные) органы, а людей потом запугивают», – пояснила она.

Напомним, пока по действующему законодательству наблюдателей разрешено направлять на избирательные участки только партиям. Общественные организации таким правом не обладают. Наблюдать за голосованием могут и сотрудники СМИ при наличии редакционного удостоверения.

О том, почему необходимо расширить круг наблюдателей на выборах, член ОП Максим Григорьев рассказал газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Максим Сергеевич, почему следить за выборами должны только организации, созданные не раньше чем за год до выборов?

Максим Григорьев: Наблюдение за выборами требует определенного уровня знаний и опыта работы. А те политики, которые хотят использовать наблюдение в своих личных целях, хотят создавать временные организации для давления, поддержки своих кандидатов, должны уйти в сторону. Общественное наблюдение не должно использоваться как инструмент политической борьбы.

ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, в чем сейчас главное несовершенство института наблюдения?

М. Г.: Прежде всего, отсутствует возможность полноценного независимого наблюдения. Одни организации действуют от партии или кандидата. Соответственно, возникают вопросы об их ангажированности. Либо наблюдателей запускают под «крышей» средств массовой информации. Например, ассоциация «Голос», выпускающая одноименную газету, отправляла своих наблюдателей на участки, выдавая журналистские удостоверения.

Это приводит к тому, что у них недостаточно прав, поскольку журналисты пользуются меньшими правами, чем наблюдатели от кандидатов и партий. А с другой стороны, такие наблюдатели вызывают недоверие у организаторов выборов, избирательных комиссий. Идет большое количество людей с удостоверениями корреспондентов, но понятно, что эти люди точно не из прессы.

Мы же предлагаем ввести отдельную категорию и дать общественным наблюдателям те же права, что и наблюдателям от партий и кандидатов.

ВЗГЛЯД: Лилия Шибанова предлагает допустить на избирательные участки все общественные организации. Вы же хотите, чтобы наблюдение было одной из целей организации. Что изменит эта строчка в уставе?

М. Г.: Шибанова в целом поддержала наши предложения, но у нее был ряд дополнений. Мы считаем, что возможность наблюдения за выборами должна быть предоставлена организациям, которые специализируются на этом или по крайней мере декларируют стремление заниматься этим.

В уставе организации в качестве одной из целей должно быть прописано наблюдение за выборами. При этом мы понимаем, что после некоторой работы любая организация, которая хочет наблюдать за выборами, дополнив свой устав такими положениями, сможет наблюдать за выборами. Понятно, что такая мера не обеспечивает 100-процентной квалификации или специализации, но она позволяет сделать отношение к этому более серьезным.

ВЗГЛЯД: При разработке идеи вы опирались на зарубежный опыт?

М. Г.: Когда-то в российском законодательстве была такая норма. Это соответствует международной практике, в том числе Венецианской конвенции и другим международным договорам о миссиях независимых наблюдателей, не связанных с какой-либо политической силой. Наше предложение соответствует сложившейся международной практике.

Но главное – это соответствует тому процессу, который по факту сложился уже у нас в России. Достаточно большое количество людей приезжают на выборы в статусе независимых наблюдателей. К этой теме есть интерес в обществе. Более того, такой институт наблюдения по факту функционирует, но используются для этого неэффективные правовые нормы.

ВЗГЛЯД: Надо ли что-то менять и в работе веб-камер, которые висят теперь на участках?

М. Г.: Мы считаем, что веб-камеры должны действовать на выборах не ниже уровня выборов губернаторов и законодательных собраний. Более того, мы предлагаем, чтобы на веб-камеры показывали не только результаты протоколов, чего ранее добилась Общественная палата, но чтобы во время подсчета голосов члены комиссии демонстрировали на камеру каждый бюллетень.

Мы считаем, что необходимо не только продолжать вести веб-трансляции с избирательных участков, но надо расширить трансляции до фиксации каждого бюллетеня при подсчете. Это можно осуществлять достаточно быстро, это не усложнит процесс подсчета, поскольку и так по закону бюллетени нужно демонстрировать членам избирательной комиссии.

..............