Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

0 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

14 комментариев
Андрей Колесник Андрей Колесник Запад на Балтике ставит под вопрос главные правила мореплавания

Россия может сохраниться как мировая держава, только отстояв полноценные возможности для морской торговли. События на Балтийском море – вызов именно такого масштаба. Там руками Скандинавии и Прибалтики Запад пытается уничтожить российские морские торговые пути.

5 комментариев
26 сентября 2008, 14:10 • Политика

Распад СССР продолжается

Эксперты: СССР распался не до конца

Распад СССР продолжается
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Мария Светлова

В четверг эксперты собрались на круглый стол, дабы обсудить, как должна измениться внешняя политика России после грузино-югоосетинской войны. И пришли к выводу, что жесткое отстаивание Москвой своих национальных интересов повергло Запад в шок, после чего мир вступил в состояние новой холодной войны за глобальную конкурентоспособность. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии в свою очередь продемонстрировало, что распад СССР еще не завершен.

Накануне, обсуждая грядущие выборы в Азербайджане, президент фонда «Единство во имя России» Вячеслав Никонов говорил, что пока «мы недооцениваем последствия событий 8 августа для мировой системы».

США еще в апреле оформили «планы борьбы с Россией путем борьбы с российской коррупцией и преступностью

Между тем внешнеполитические идеи и схемы, которые когда-то «казались немыслимыми, оказались мыслимыми в нынешней ситуации». В четверг данный тезис поддержали и коллеги Никонова по политологическому цеху.

Аналитики сошлись на том, что, вступившись за Южную Осетию, Россия продемонстрировала «единственно возможную адекватную реакцию». При этом события в Грузии, по словам главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, поставили точку в «распаде мироустройства, которое сложилось после Второй мировой войны».

Мир погружается в хаос, чему во многом способствует зародившийся в Америке и сейчас уверенно шествующий по планете финансовый кризис.

В этой ситуации в России, как подчеркнул научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, как ни странно, возникла «новая устойчивость». «Мы устойчивы экономически, политически и информационно», – уверен политолог.

Делягин напомнил, что начиная с 8 августа против России велась направленная информационная война, но она сумела в ней выстоять. Пригрозить Москве санкциями тоже не удалось, благо любые сколько-нибудь ощутимые санкции в итоге обратятся против самого Запада. Да и финансовый кризис, благодаря «нефтегазовой подушке», не больно ударил по нашей стране.

«Россия жестко зафиксировала национальные интересы, которые не совпали с интересами Запада», – отметил Делягин. Твердая позиция вызвала настоящий шок за рубежом, где уже выросло целое поколение политиков, которые привыкли к компромиссной, а временами полностью послушной России.

Естественной реакцией на отечественный «демарш» стало некоторое похолодание в отношениях между Москвой и «странами развитой демократии».

По мнению Делягина, Россия сейчас находится в состоянии новой холодной войны, которая отличается от нормального диалога тем, что государства «перестают искать истину, а начинают выяснять отношения по принципу «свой – чужой».

Так что, учитывая данные обстоятельства, России надо вырабатывать новую внешнеполитическую стратегию, где четкое отстаивание национальных интересов сочеталось бы с цивилизованностью.

По мнению эксперта вашингтонского Института глобальной безопасности Николая Злобина, новый внешнеполитический курс нужен всем странам.

Холодная война советского периода приучила державы жить в условиях биполярного мира и готовиться к глобальным угрозам. Однако последние годы, по мнению Злобина, показывают, что мир становится хаотичным и бесполярным, а на место глобальной угрозы приходят региональные конфликты.

При этом общих решений по тому, как на них реагировать, не существует. А пример Южной Осетии и Абхазии ясно показывает, что даже распад СССР еще не завершен. «Думаю, мы еще увидим изменения границ. Надо к этому готовиться», – считает аналитик.

Федор Лукьянов также уверен, что пришла пора «вырабатывать новые правила». По его словам, покинув когорту европейских держав, которые по инерции цепляются за Устав ООН и «незыблемость международных правил», Россия присоединилась к США в той категории стран, которые убеждены, что правил не существует.

И западные институты, что создавались для реагирования на конфликты во времена холодной войны, по мнению Лукьянова, доказали в изменившейся ситуации свою неэффективность.

Самым ярким примером, говорит эксперт, является Международный валютный фонд, который оказался совершенно бесполезен в условиях прогрессирующего финансового кризиса. «МВФ – символ того, к чему пришла мировая система в попытках распространить западные институты на глобальном уровне», – поведал он.

При этом, в отличие от Делягина, эксперт не уверен, что российской дипломатии пора выходить из режима «немедленного реагирования» на поступающие вызовы и начинать разрабатывать новую внешнеполитическую стратегию. Лукьянов считает, что в нынешнем хаотичном мире «невозможно выстраивать концепции». Так что главная задача российской дипломатии – «не допустить большой войны».

«Новая холодная война похожа на классическую, как русский похож на нового русского», – заметил советник председателя Конституционного суда Владимир Овчинский. По словам эксперта, она более жестока, так как непредсказуема. Да и поводом для нее являются уже не идеологические разногласия, а бой за «глобальную конкуренцию, прежде всего за энергоресурсы».

Овчинский уверен, что в рамках перспективы дальнейшего дробления постсоветского пространства существует и угроза для территориальной целостности России.

«Нападение Грузии на Южную Осетию имело целью запустить маховик центробежных сил», – утверждает он. При этом советник председателя КС считает нелепыми заявления о том, что признание независимости Южной Осетии и Абхазии может кого-то настроить на сепаратистский лад.

«Если бы Россия не приняла тех мер, которые приняла, вся негативная энергия Северного Кавказа была бы направлена внутрь России. Признав Южную Осетию и Абхазию, Россия остановила маховик сепаратизма», – убежден Овчинский.

Не поддавшись искушению поговорить о «глобальном», эксперт обозначил вполне конкретную, на его взгляд, внешнеполитическую угрозу для России.

По словам Овчинского, не стоит отмахиваться от звучащего из-за рубежа тезиса о борьбе с российскими коррупционерами, отмывающими свои деньги за границей.

Как утверждает аналитик, США еще в апреле оформили «планы борьбы с Россией путем борьбы с российской коррупцией и преступностью».

Тогда, по словам эксперта, Вашингтоном была принята стратегия правоохранительной деятельности по борьбе с организованной международной преступностью. Концепция состоит из восьми пунктов.

Первые три посвящены противодействию террористам, энергетической мафии, а также мафии, разрушающей финансовую систему.

И во всех случаях иллюстрируют преступления именно российские примеры. При этом в самой России было расформировано подразделение, занимающееся борьбой с организованной преступностью. Так что, «если Запад начнет антимафиозную борьбу с Россией», нам, по словам Овчинского, будет нечем ответить.

..............