Денис Миролюбов Денис Миролюбов Когда в российский футбол придут «правильные» деньги

Основную часть российских команд до сих пор полностью или частично финансируют из бюджета регионов, тогда как во всей Европе (даже в Румынии или Албании) такой практики просто нет. Стоит ли ожидать финансового оздоровления российского футбола?

7 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Зеленский даже войну пытается превратить в шоу

Вера в собственное мессианство вообще присуща украинским политиками, это ярко проявлялось у экс-президента Виктора Ющенко, который свои обращения начинал словами «мой народ». Тем более она присуща Зеленскому, который даже из войны пытается сделать шоу.

9 комментариев
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Деколонизация для России означает освобождение от Запада

Термин «деколонизация» применим к России, только если понимать под ним избавление от тяжелого наследства 1990-х, когда мы и в самом деле едва не превратились в колонию Запада.

15 комментариев
18 августа 2008, 23:00 • Политика

Кошка между Москвой и Берлином

Почему поссорились Россия и Германия

Кошка между Москвой и Берлином
@ Reuters

Tекст: Роман Федосеев

Тот факт, что канцлер ФРГ Ангела Меркель подвергла действия России в РЮО резкой критике и даже пообещала Тбилиси членство в НАТО, вызвал в российском политистеблишменте известное удивление: Берлин считался чуть ли не самой пророссийской столицей ЕС. Эксперты настаивают, что похолодание временное, кивая на биографию канцлера и «имиджевую необходимость». Между тем выяснилось, что грузинский спецназ на время войны был оснащен немецкими винтовками.

До последнего времени Германия считалась если не ключевым партнером России в Евросоюзе, то по крайне мере одной из стран, чья позиция в отношении Москвы предполагала взвешенность и направленность на конструктивный диалог.

В пику антиамериканскому Шредеру фрау Меркель демонстративно тяготела к США и даже поддержала ввод войск в Ирак

К примеру, в сфере экономики Москва и Берлин продолжают реализовывать крупномасштабные энергетические проекты, да и геополитическая позиция ФРГ часто выбивалась из «генерального курса Запада». Так, еще в марте канцлер Германии Ангела Меркель выступила против принятия в НАТО Грузии и Украины, пояснив, что в альянсе должны состоять только те страны, население которых в большинстве своем поддерживает атлантоинтеграцию.

Кроме того, именно Меркель указала, что в НАТО не место государствам, втянутым в региональные конфликты. Данную позицию канцлер подтвердила и в конце июня, подчеркнув, что Грузия не сможет вступить в альянс, пока не решит проблему с Абхазией.

Первая реакция официального Берлина на начало военных действий в Южной Осетии также выбивалась из общего настороженно-истерического фона в Европе и за Атлантикой. Так, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что пока не понимает, кто виноват в конфликте, и советует разобраться в ситуации. На общем фоне информационной войны такие слова уже можно считать как минимум проявлением расположения к России.

Однако 15 августа во время визита Меркель в Москву ситуация резко изменилась. На совместной пресс-конференции с президентом России Дмитрием Медведевым канцлер выглядела настоящим внешнеполитическим ястребом, готовым жестко отстаивать неофициальный курс ряда стран Запада на сдерживание роста влияния России. И если Медведев говорил о преступлениях Саакашвили и праве осетинского народа решать свою судьбу, то Меркель упирала на вывод российских войск из зоны конфликта, территориальную целостность Грузии и необходимость вести переговоры с «легитимно избранным президентом Саакашвили».

Совсем иная атмосфера царила во время визита Меркель в Тбилиси. Госпожа канцлер выразила явную поддержку Саакашвили и заявила, что Германия с некоторых пор выступает за вступление Грузии в Североатлантический альянс.

«Грузия – свободная, независимая страна, и Грузия вступит в НАТО, если она хочет, а она этого явно хочет. На этот счет имелись разногласия. Я и сегодня не могу сказать, когда точно этот шаг будет сделан. Но для меня важно, что все сказанное нами в Бухаресте весной сейчас точно так же актуально», – пояснила Меркель, добавив, что в декабре состоится «первое освидетельствование того, как четко идет Тбилиси по пути к членству в НАТО».

Официальный представитель правительства Томас Штег счел нужным заверить прессу, что позиция официального Берлина не изменилась: в Бухаресте Германия «в принципе одобрила перспективу» вступления Грузии в НАТО, открытым был оставлен только вопрос о сроках. Теперь, похоже, решено более не медлить. «Самое позднее в декабре – на следующей встрече НАТО – в зависимости от достигнутого прогресса будет ясность относительно временного горизонта и того, когда станет возможным присоединение Грузии к НАТО. По мнению канцлера, Грузия может быть членом НАТО и станет им», – отметил он.

Как бы там ни было, в немецком политическом истеблишменте и в помине нет единства относительно «необходимых шагов по Грузии» и перспектив отношений с Россией. В частности, эксперт по вопросам внешней политики фракции Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в бундестаге Герт Вайскирхен уже заявлял, что действия официального Тбилиси значительно ухудшили шансы Грузии на скорое вступление в НАТО.

«Теперь эти сомнения только усилились. Депутаты немецкого парламента и ранее, до начала вооруженного конфликта на Кавказе, в большинстве своем скептически относились к возможности принятия Грузии в Североатлантический альянс», – приводит слова Вайскирхена Deutsche Welle*.

Сдержанно отреагировал на предложение ускорить включение Грузии в альянс и председатель СДПГ Курт Бек, уточнивший, что «предпосылки для такого шага еще не созданы».

А государственный министр в министерстве иностранных дел Германии Гернот Эрлер прямо заявил, что грузинское правительство нарушало права граждан в Южной Осетии. По его словам, развязанный на Кавказе военный конфликт нарушает перемирие 1992 года, соблюдение которого контролируется иностранными войсками. «Я с пониманием отношусь к реакции Москвы на события в Южной Осетии, поскольку этот регион, хотя и принадлежит формально Грузии, экономически поддерживается Россией», – сообщил Эрлер.

Получается, что своими действиями на Кавказе Россия буквально расколола Германию. Показателен в этом смысле и социологический опрос, проведенный газетой Bild am Sonntag. Согласно данным социологов, 53% немцев не боятся действий России, а 44% отметили, что политика Москвы их действительно пугает.

К тем, кого действия Москвы ни разу не пугают, относится и бывший канцлер Германии, а ныне главы совета акционеров концерна «Северный поток» Герхард Шредер. В развязывании конфликта на Кавказе он однозначно обвинил Грузию.

Более того, в интервью немецкому журналу Spiegel отставной канцлер назвал президента Грузии Михаила Саакашвили авантюристом и разделил мнение, что шансы Тбилиси на вступление в НАТО сейчас еще более отдалены, нежели ранее. «Представьте себе, что мы были бы вынуждены участвовать в военных действиях на стороне Грузии как члена НАТО, на стороне явного авантюриста, как можно охарактеризовать Саакашвили», – заметил Шредер.

«Я против попыток демонизировать Россию и считаю, что Москва скоро столкнется с необходимостью большей интеграции в мировое сообщество», – резюмировал политик, добавив, что ни одна глобальная проблема не может быть решена без участия России.

Впрочем, Шредера давно считают в Германии рупором Москвы, и его заявления незамедлительно подверглись критике со стороны соседей по немецкому политистеблишменту. Так, генсек либеральной Свободной демократической партии Дирк Нибель оценил высказывания Шредера как одностороннее обвинение, сделанное по принципу «кто платит, то заказывает музыку». Нибель намекнул на то, что Шредер возглавляет наблюдательный совет компании, строящей газопровод Nord Stream, на 51% принадлежащий российскому Газпрому.

А по мнению главы ХСС Эрвина Хубера, бывший канцлер «ослабляет позиции Запада и оказывает медвежью услугу делу защиты прав человека и международного права». Хубер также потребовал пересмотра концепции стратегического партнерства с Россией. «Сегодня Москва не признает суверенитет своих соседей, и Европа не должна смотреть на это, не предпринимая ответных действий», – отметил он.

Другой вопрос, что многие однопартийцы Шредера с бывшим канцлером солидарны. Так, ведущий эксперт СДПГ в области политики безопасности Эгон Бар заявил, что Грузия может «распрощаться» с Южной Осетией и Абхазией, выступил против вступления Тбилиси в НАТО и предостерег партнеров по большой коалиции (то есть, ХДС Меркель) от того, чтобы атмосфера сотрудничества между Россией и Западом переросла в атмосферу конфронтации. «Это было бы разрушительно. Помешать этому, должно быть главной целью немецкой внешней политики», - подчеркнул он.

Бар убежден, что новую кавказскую войну начал Саакашвили и, возможно, с согласия американцев. «Или он жаждет приключений, или он действует с согласия США. И то, и другое не очень приятно, - пояснил он. - То, что такой человек, как Саакашвили, может в любое время начать войну, а НАТО и ЕС должны были бы его защищать, не очень привлекательная ситуация».

«Если же применять принцип Косово, нельзя отрицать, что Южная Осетия и Абхазия хотят воспользоваться теми же правами, на этот раз с помощью русских, которые были реализованы в Косово с помощью Америки и ЕС», - цитирует военного эксперта социал-демократов ИТАР-ТАСС.

Оценивая усилия Германии на поле урегулирования грузино-осетинского конфликта, эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко отмечает, что Берлин и Париж являются главными конкурентами на европейской арене. В этой связи, уверена эксперт, Меркель пытается отобрать пальму первенства у президента Франции Николя Саркози, который пока обеспечивает себе статус главного миротворца со стороны ЕС.

«Что касается неожиданных резких заявлений Меркель, то, судя по всему, такая позиция свидетельствует о ее определенной политической культуре. Канцлер особенно чувствительно относится к теме прав и свобод человека, а поддержка неоднозначных, с ее точки зрения, действий России на Кавказе (или хотя бы позиция условного нейтралитета) могут подорвать ее имидж как демократического европейского лидера», – заявила Войко в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

В то же время вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин считает, что заявления Меркель носят временный характер. «Это были чисто эмоциональные заявления. Здесь играют роль эмоции, а не оценка ситуации. К тому же Германия хочет играть основную роль на европейском фронте. Эти пассажи, скорее, предназначались не для России и Грузии, а для своих союзников. Германия должна была показать, что имеет свою независимую позицию», – уверен эксперт.

Анохин полагает, что шансы Грузии на вступление в НАТО в ближайшее время остаются практически нулевыми. «Во-первых, это начинание никогда не поддержат Франция и Италия: принимать страну при таких руководителях в НАТО – себе дороже. Во-вторых, все объективные обстоятельства против Грузии: нищая страна с развалившейся армией, которую бесполезно готовили американские инструкторы на протяжении четырех лет, развалившаяся экономика», – пояснил газете ВЗГЛЯД Анохин, добавив, что серьезных перемен в российско-германских отношениях не будет.

Отметим, что в эпоху предвыборной кампании 2005 года Меркель не раз критиковала Шредера за его «слишком дружественные отношения» с Владимиром Путиным и обещала, что в случае победы ХДС на выборах многое изменится. Наблюдатели связывали это в том числе с происхождением Меркель (большую часть жизни она прожила в ГДР) и с необходимостью играть на контрастах: в пику антиамериканскому Шредеру фрау демонстративно тяготела к США и даже поддержала ввод войск в Ирак в 2002-м (официальный Берлин был категорический против). При этом с воцарением Меркель на политическом олимпе Германии отношения Берлина и Москвы практически не изменились.

Между тем на фоне дискуссии, что развязали политические круги относительно ситуации в РЮО, в Германии произошел скандал, напрямую связанный с ведением вооруженных действий. Оказалось, что грузинский спецназ, воевавший в зоне конфликта, вооружен штурмовыми винтовками G36 производства немецкой компании Heckler und Koch. Кадры с грузинскими солдатами, в экипировку которых входят соответствующие винтовки, были показаны в эфире немецкого телеканала ARD. При этом выяснилось, что Heckler und Koch в свое время направляла в правительство Германии запрос на экспорт в Грузию 230 моделей G36, но получила отказ из-за того, что Тбилиси «вовлечен в военные действия».

«Если оружие, на экспорт которого не было разрешения правительства, всплывает где-либо, мы вправе предположить, что оно было поставлено нелегально», – прокомментировал ситуацию в эфире телеканала глава управления по информации в области вооружений во Фрейбурге Юрген Гресслин.

Согласно немецкому законодательству правительственное разрешение необходимо для экспорта всех видов вооружений. И если речь идет об экспорте не в государства – члены НАТО, то Германия воздерживается от поставок оружия в зоны территориальных конфликтов.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............