Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
25 октября 2005, 22:13 • Политика

Новые правые патриоты

Лидер «Новых правых» Шмелев: мы новая мощная сила

Новые правые патриоты
@ www.open-forum.ru

Tекст: Ирина Романчева

Помимо давно раскрученных и изрядно поднадоевших избирателю политических брендов, в этот раз Мосгордуму будет штурмовать совершенно свежая сила – «Свободная Россия». Лидер «Новых правых» Владимир Шмелев утверждает, что участие в декабрьских выборах станет своеобразной презентацией партии. Его соратниками движет не столько воля к победе, сколько стремление заявить о том, что в России появилась новая мощная правая сила.

Под знаменами молодой партии в столичный парламент пойдут не только ее представители. Костяк списка составят члены пока не зарегистрированной партии «Новые правые», которая известна горожанам по мэрским кампаниям 1999 и 2003 годов, а также ряд популярных в Москве общественных деятелей. Подробнее об идеях и программе партии газете ВЗГЛЯД рассказал Владимир Шмелев.

Демократия невозможна без сильного государства и обращения к традиционным ценностям, свобода невозможна без морали и ответственности

- Помнится, на одной из демократических конференций Вы сказали, что в России не осталось ни одной настоящей правой силы, кроме Вашей партии. Ирина Хакамада, которую всегда воспринимали как одного из лидеров правого движения, действительно стремительно дрейфует на левый фланг. Новый председатель СПС Никита Белых говорит, что СПС тоже готов пропагандировать более социально ориентированные идеи, если это нужно избирателю. Так что становится окончательно непонятно – кто такие правые сегодня?
- Настоящие правые сочетают в себе стремление к свободе и опору на традиционные ценности. Правые, с одной стороны, ратуют за гражданские права, политические свободы, независимые суды, сильное местное самоуправление и другие демократические институты. Но при этом считают, что развиваться это все должно эволюционным путем, в опоре на национальные традиции. Настоящие правые понимают: демократия невозможна без сильного государства и обращения к традиционным ценностям, свобода невозможна без морали и ответственности. А сильное государство невозможно без демократии. До сих пор практически все политические силы работали на противопоставлении патриотических и демократических позиций. А «Новые правые» – патриоты России, для которой свобода и демократия являются основополагающими ценностями. Мы патриотическая сила, поэтому мы – за развитие российской демократии. Мысль вроде бы простая и понятная, но для нашей политической действительности она революционна.

Председатель СПС Никита Белых (фото ВЗГЛЯД)
Председатель СПС Никита Белых (фото ВЗГЛЯД)

- Правые также традиционно воспринимаются как сила, защищающая интересы крупного капитала…
- «Новые правые» – не партия крупного капитала. Это единственная партия в России, которая с 1996 года планомерно строится снизу. Мы не хотим повторить ошибку «старых правых» и получить «телевизионную» партию. Смотрите, как только СПС и «Яблоко» потеряли телеэфиры, выяснилось, что больше у них ничего нет. Мы же с самого начала стремились создать партию, которая имеет своих представителей в каждом муниципальном собрании страны. На наш взгляд, сильна не та организация, которая получает 7% на федеральных выборах, – это-то легко устроить! Достаточно перед выборами выбросить большую денежную сумму на изготовление и демонстрацию рекламных роликов. Но по-настоящему сильна та организация, которая получает хотя бы 7% на выборах во всех муниципальных образованиях страны.

- И в скольких регионах Ваши сторонники смогли войти во власть?
- Более чем в 50 регионах. Наши представители есть во многих муниципальных образованиях, часть работает в муниципальных органах исполнительной власти. Я сам депутат муниципального собрания Хорошевского района Москвы. И для меня участие в местных выборах было принципиальным решением. Я считаю, если ты хочешь стать федеральным политиком, ты обязан поработать на территории. Иначе как ты сможешь рассуждать на тему принятия тех или иных решений? Ведь ты же не будешь понимать, как они реализуются на местном уровне.

- Почему «Новые правые» до сих пор не зарегистрированы как партия?
- В 1997 году появилось сообщество молодых политически активных людей, в основном правых взглядов, которое мы назвали «Первым свободным поколением». ПСП всегда воспринималось нами как протопартия, эмбрион, из которого в дальнейшем вырастет полноценная партия. Когда это случится, мы не знали. И вот в декабре 2003 года, сразу после окончания парламентских выборов, возникла инициатива по созданию партии. В мае прошлого года мы провели учредительный съезд, подготовили документы, в которых говорилось, что в партии состоят 11 тысяч человек. Но, к сожалению, в тот момент, когда мы подавали документы на регистрацию партии «Новые правые», как раз менялся закон.

Сначала произошла реорганизация регистрационных органов. Полномочия по регистрации партий сняли с Минюста и передали в Федеральную регистрационную службу. Поэтому несколько месяцев физически не было учреждения, куда можно было отнести наши документы. Параллельно в избирательное законодательство внесли поправку, которая увеличила минимально необходимую для регистрации численность партии до 50 тысяч членов. В общем, через полгода документы вернулись к нам как устаревшие. Но мы не теряем присутствия духа. Юридически партии не существует, но главное – чтобы она была в реальности, чтобы она работала, чтобы к ней присоединялись люди. Сейчас у нас около 30 тысяч членов. Есть реальные, работающие отделения по всей стране, есть четкая проработанная идеология, есть постоянная политическая внутрипартийная дискуссия. Мы умеем максимально эффективно доносить свою позицию до граждан, работать на «земле», с обычными людьми. Именно здесь, у нас, зарождается основа для будущей общенациональной правой силы. Собрав 50 тысяч человек, готовых вступить в нашу партию, мы снова попробуем пройти регистрацию. Или объединимся с единомышленниками.

- Например, с кем?
- Среди больших партий мы не видим союзников. Но мы с радостью обнаружили единомышленников, например, в партии «Свободная Россия».

Лидер Республиканской партии Владимир Рыжков (фото ИТАР-ТАСС)
Лидер Республиканской партии Владимир Рыжков (фото ИТАР-ТАСС)

- А с Республиканской партией Владимира Рыжкова сотрудничать не хотите? Они тоже довольно молодые демократы и ярлык «пораженцы» заработать не успели.
- Хотя Рыжков яркий политик и человек достаточно молодой, я считаю, что он уже успел записать себя в «старые правые». И главное, он встал на ту маргинальную дорожку, на которой стоят многие «старые правые»: он начал ставить знак равенства между демократией и антипутинизмом. Нам кажется безответственным и глупым превращать в главную мишень демократических сил политика, который дорабатывает свой срок и больше президентский пост занимать не будет. Путина в отставку? Зачем? Чтобы Фрадков исполнял обязанности президента? Или вы просто спекулируете на этом вопросе? Кроме того, у нас разные взгляды на нынешнюю ситуацию в стране. Я считаю, что демократия в России в настоящий момент в целом работает.

- Хорошо, а, допустим, с правым крылом «Единой России» Вам по пути?
- Разделение «Единой России» на правое и левое крылья – идея здравая. Потому что «Единая Россия» сейчас даже не партия, а хороший, сложившийся профсоюз чиновников. Полезно, чтобы люди, занимающиеся такой деятельностью, как госслужба, имели возможность общаться друг с другом, обмениваться опытом, совместно вырабатывать представления о развитии государства. Но это не должно препятствовать их участию в какой-нибудь идеологической партии.

По большому счету, можно было бы разрешить людям одновременно участвовать в профсоюзе чиновников «Единая Россия» и правой или левой партии. Создание крыльев, как ни странно, является развитием этой нашей полушуточной идеи. И было бы прекрасно, если бы идеологические крылья «Единой России» развивались. Думаю, что если бы выделилось правое крыло «Единой России», оно в перспективе могло бы объединиться с другими правыми силами, существующими в стране, и образовать мощную общенациональную правую партию. Благодаря «Единой России» эта организация имела бы своих представителей во власти, а благодаря таким партиям, как наша, получила бы надежную опору в обществе.

- Вы говорили, что «Новые правые» не имеют отношения к крупному капиталу. Тогда кто вас финансирует?
- Мы живем на личные средства членов партии. Наряду с молодыми политиками в партии есть и молодые предприниматели. Они делают пожертвования. Сама по себе деятельность партии, содержание аппарата и партийная работа – не очень дорогое дело. Стоимость партийной работы часто преувеличена, потому что многие люди просто зарабатывают на этом деньги. Из-за этого сложилось четкое представление, что политика – дорогостоящее дело.

Мы хотим опровергнуть это убеждение и создать настолько в финансовом отношении прозрачную партию, насколько это возможно. И становится видно, что затраты на создание партии составляют примерно 100 тыс. долларов. В первую очередь деньги идут на проведение съезда, остальное уходит на аппаратную работу, полиграфию, аренду офисов. Конечно, и 100 тыс. долларов деньги большие, но их вполне могут собрать люди, заинтересованные в создании партии.

Лидер «Свободной России» Александр Рявкин (www.fr1.ru)
Лидер «Свободной России» Александр Рявкин (www.fr1.ru)

- Почему Вы решили пойти на московские выборы в составе списка партии «Свободная Россия»? Не проще было присоединиться к более раскрученному бренду?
- Важно понимать, что список «Свободной России» – это коалиция разных политических, общественных сил и лидеров. Нас объединяют, с одной стороны, общая идеологическая правая позиция, сочетание патриотических и демократических взглядов. А с другой стороны, единый взгляд на московские проблемы. «Свободная Россия» – партия, которую создали молодые предприниматели из Екатеринбурга. Когда мы внутри нашей партии рассуждали, откуда возьмутся новые политические лидеры, мы рассматривали два варианта: просто повзрослеют новые люди или они придут из смежных сфер, прежде всего из бизнеса. Активисты «Свободной России» удачно сочетают молодость и опыт предпринимательской деятельности. И мы с удивлением обнаружили, что идеология «Свободной России» на 90% совпадает с нашей.

- Зачем екатеринбургским бизнесменам места в столичном парламенте?
- О целях участия каждого из нас в предвыборной коалиции лучше спрашивать персонально. Но я думаю, наши партнеры считают московские выборы хорошей возможностью заявить на всю страну, что в России появилась новая правая сила, которая объединила самых разных людей и самые разные организации. Поэтому в коалицию наряду со «Свободной Россией» и «Новыми правыми» вошли известные политические и общественные деятели. Например Мария Арбатова, которая заняла вторую строчку в первой тройке нашего списка.

- Она тоже новая правая?
- Мария Арбатова, безусловно, разделяет наши взгляды по принципиальным вопросам. К тому же она москвичка, хорошо знакома с проблемами города и прекрасно известна горожанам. В данном случае речь идет о коалиции на столичных выборах, поэтому важно, чтобы люди, которые вошли в список, были известны и любимы москвичами. Но не менее важны идеи, которые мы пропагандируем. Поэтому люди, которые с нами объединяются, прекрасно знакомы с нашей позицией, с нашим манифестом. Проблема «старых правых» состоит в том, что они не умеют договариваться. Они беспринципны в вопросах идеологии и принципиальны в вопросах собственных амбиций. А у нас все ровно наоборот: мы принципиальны только во взглядах. Но всем, кто готов подписаться под нашей позицией, мы говорим: «Добро пожаловать под наши знамена!» С местами, статусом, амбициями мы потом разберемся. Главное, чтобы дело состоялось.

Максим Кононенко (promo.ntv.ru)
Максим Кононенко (promo.ntv.ru)

- В Ваш список вошли еще Максим Кононенко, Егор Холмогоров, Юрий Аммосов. Эти имена мало что говорят широкой публике, зато хорошо известны пользователям онлайн-дневников Live Journal. За столь оригинальный выбор соратников Ваш список даже окрестили LJ-списком. Почему выбор пал на этих людей? Вы таким образом пытаетесь завоевать голоса молодых избирателей?
- Поскольку в список «Свободной России» вошли лидеры не только правые, но и новые, мы выбрали людей из новой среды. Она, в свою очередь, вырастает в основном из новых мест, где люди могут встретиться и пообщаться. Сейчас это дискуссионные клубы и Интернет. Появились новые формы политической активности. Не митинг, демонстрация, съезд, а клуб и интернет-форум. Политика – это в первую очередь политическая дискуссия, политическая мысль о проблемах страны. Где сейчас происходит дискуссия? В парламенте? Нет. В этом смысле пространство того же Интернета – это пространство, где идет реальная политическая дискуссия. Мы взяли людей, которые, интересны своими проектами, своим умением предлагать новые политические решения, новое видение политических проблем. И то, что пока аудитория этих людей – пользователи Интернета, а не широкие массы, это вопрос времени. Через наш список эти люди сейчас приходят в реальную политику.

- Вы не думаете, что в столичном парламенте в первую очередь нужны специалисты, разбирающиеся в различных городских проблемах, а не политические деятели?
- Согласен. Поэтому основой списка стали члены нашей партии, работающие на местном уровне: муниципальные депутаты, общественные активисты. Такие же, как я. Мы проводили много кампаний в защиту прав москвичей, часто отстаивали их интересы и не понаслышке знаем о самых острых городских проблемах. Но партийный список – это не только люди, которые будут работать в Московской городской думе, это еще и лидеры общественного мнения, люди, которые своим присутствием в списке будут указывать на его идеологическую направленность. Известные люди, которых мы привлекли к списку, в первую очередь продемонстрируют общественную поддержку молодым политикам, идущим в МГД.

- Вы рассчитываете на победу?
- На этих выборах для нас главное заявить, что в стране появились новые правые. Правым избирателям не надо выбрасывать бюллетень или отказываться приходить на выборы. У них теперь есть своя партия. Хотя, конечно, хотелось бы получить значимый процент голосов. Ведь через два года выборы в Госдуму. И если сейчас новые правые не сделают заявку на победу на выборах 2007 года, то правой партии в стране не будет. Останутся либо «псевдоправые» – СПС и «Яблоко», либо на политическом поле не будет ничего правее «Единой России».

- Вы всегда были противниками политики, которую проводит столичный мэр Юрий Лужков. На выборах в 1999 году Вы поддерживали его соперника Сергея Кириенко, в 2003 году – Александра Лебедева. Нынешнюю избирательную кампанию Вы тоже будете строить на противопоставлении своих идей политике Лужкова?

- У нас с 1999 года сложное отношение к Юрию Михайловичу. С 1999 года мы выступали с его критикой справа – прежде всего эта критика касалась темы самоуправления. Мы инициировали в суде дело, которое привело к тотальному изменению московского законодательства в той его части, которая касается вопросов самоуправления. Фактически мы своими руками отстояли местное самоуправление в Москве. У нас критическая позиция. Мы видим много проблем, связанных с вопросами градостроительства, экологии, транспорта, бюджета, культуры. Но мы не просто критикуем существующее положение вещей, мы предлагаем пути решения этих проблем.

Надо понимать, что эпоха Лужкова заканчивается. Поэтому сейчас важно работать не против Лужкова, а над тем, какой станет Москва после Лужкова. И основной акцент в нашей программе мы делаем на том, какой, на наш взгляд, должна быть Москва после 2007 года, как она должна развиваться на следующем витке. У нас очень много наработок, которые мы хотим использовать в этой кампании.

..............