Ну что, мои поздравления команде Володина: праймериз «Единой России» стали системным ответом на те вызовы, которые обозначились в думской кампании 2011 года. Тогда ЕР захлебнулась во внутриэлитных конфликтах, кампания шла вразнос, результат подкручивали, как могли, именно в силу того, что половина партии на него не работала, а то и работала против; а в итоге получили Болотную.
Сейчас же в результате праймериз центр получил полную карту реального расклада сил внутри партии власти, кадровый пул и сетку отмобилизованных еще до собственно кампании штабов, и возможностей выйти на выборы во всеоружии гораздо больше, чем тогда. Ну и – таки да – курс на конкурентность реализовался в полной мере; даже скандалы как таковые – яркое тому подтверждение.
По результатам несколько замечаний:
1. Обращает на себя внимание уверенная победа кандидатов от ОНФ: Духанина, Боярский, Ямпольская, Ревенко, Сокол, Кузнецова; Костенко и Тимофеева по списку. Их результаты – это еще и результат бренда ОНФ, доверия к нему со стороны избирателей ЕР.
Лишний раз показывает, что Путин остается главной для партии фигурой, на которую она ориентирована, и это верно и для партийной элиты, и для избирателей.
2. Очереди на участках, дефицит бюллетеней, ряд округов, где кандидаты шли «ноздря в ноздрю» – все признаки остроконкурентной кампании. Сотрудники низового аппарата на участках вынуждены были заниматься «героическим менеджментом», так как электронная система первые полдня висела и обработкой анкет приходилось заниматься вручную на участках в условиях наплыва людей.
3. Мы делали экзитполы на ряде округов для штабов кандидатов – в частности, в КМВ, где шли трое депутатов ГД на один одномандатный округ. Попутно мои сотрудники и волонтеры сбрасывали во внутреннюю ленту в реальном времени фото-, видео- и текстовую информацию о происходящем на участках.Было видно, как процедура, изначально рассчитанная на узкий внутрипартийный формат, не справлялась с массовостью – пропускная способность среднего участка была 100, максимум 120 человек в час, а приходило под 300, особенно с утра.
4. Некоторые региональные администрации попытались, как привыкли, в ручном режиме отруливать результат посредством переписывания протоколов на комиссиях. К счастью, мониторинг поставлен неплохо, на Старой площади все про всех знают, и хотя публичных скандалов не будет, но вот по аппаратной линии много кому определенно прилетит. Повторяю свой тезис: если уж откручивать гайки, то делать это надо железными руками и невзирая на лица – «ничего личного».
5. Мне понравилось, что праймериз стали еще и полигоном для различных новых технологий – от именных мобильных приложений для смартфонов до того фана, который делал Дима Гусев в сети. Технологическая сфера опять повернулась от «административных» к электоральным технологиям, что не может не радовать – политика возвращается.
Наверное, это еще не все, просто что пришло в голову на данный момент.
Источник: Блог Алексея Чадаева