Баталии вокруг Украины, которые в последние несколько месяцев занимают европейскую политическую элиту, по всей видимости, начинают менять отношение представителей Евросоюза к происходящим на постсоветском пространстве процессам.
Своеобразной лакмусовой бумажкой нынешних настроений еврочиновников является Польша, которая позиционирует себя в качестве главного поборника европейских ценностей во всем восточноевропейском регионе.
1
В новой политике Польши лежит прагматизм и желание найти баланс между политическими лозунгами и экономической безопасностью страны
Сегодня в польской политике, похоже, наметились перемены, в основе которых лежит прагматизм и желание найти баланс между политическими лозунгами и экономической безопасностью страны. Одним из предвестником начавшегося в Польше процесса может служить позиция руководства страны по вопросу строительства второй ветки газопровода «Ямал – Европа».
7 февраля, выступая в эфире «Польского радио», вице-премьер Польши Януш Пехочиньски заявил: «Мы бы хотели, чтобы Ямал-2 был, но в таком виде, как планировалось, чтобы была вторая параллельная нитка до Берлина или до Германии». При этом намерения Газпрома проложить новую ветку в Европу в рамках проекта «Северный поток» (строительство может начаться уже в 2016 году) он приравнял к «очередным империалистическим планам в газовой энергетике».
2
Интересно то, что отношение к двум российским проектам в Польше еще несколько месяцев назад было совершенно иным. Варшава была против не только «Северного потока», но и уже упомянутого проекта «Ямал – Европа – 2», в рамках которого предполагается прокладка второго трубопровода вдоль уже существующего газопровода «Ямал – Европа», проходящего по территории России, Белоруссии, Польши и Германии.
Необходимо напомнить, что еще в апреле 2013 года президент России Владимир Путин поручил Газпрому изучить возможность реализации проекта, подразумевающего строительство газопровода «Ямал – Европа – 2» от границы Белоруссии по территории Польши до Словакии, минуя Украину и Германию.
3
В свое время проект трубопровода «Ямал – Европа» задумывался с целью создания гибкой схемы транспортировки российского газа в Европу и облегчения завоевания Россией новых газовых рынков. Мощность этого трубопровода еще к 2010 году планировалось довести до 65,7 млрд кубометров газа в год, что превышало бы мощность введенных в 2011 и 2012 годах двух веток наделавшего шума «Северного потока» (55 млрд кубометров).
Правда, сегодня речь о таких цифрах пока не идет. Предполагается, что загрузка второй ветки трубы, «исходя из анализа рынка», должна составить около 15 млрд кубометров газа в год со сроком ввода трубопровода в эксплуатацию в 2018–2019 году. Если не учитывать политическую составляющую и «Северного потока», и «Ямал – Европа – 2», экономическая выгода второго проекта за счет удешевления транспортировки газа очевидна.
Однако подписанный 5 апреля Алексеем Миллером и генеральным директором польско-российской компании EuroPol Gas Мирославом Добрутом меморандум о взаимопонимании вызвал большой резонанс в Польше.
4
После подписания документа, который де-факто является лишь декларацией о намерении провести технико-экономическое обоснование проекта, министр госказначейства Польши, отвечающий за ТЭК страны, Миколай Будзановски и председатель правления газовой монополии страны PGNiG Гражина Петровская-Олива заявили, что польская сторона не соглашалась на строительство газопровода, а в России преувеличили значение этого документа.
Но этого оказалось мало. Вскоре польский премьер Дональд Туск отправил в отставку Будзановского и призвал к кадровым изменениям в PGNiG, а президент Польши Бронислав Коморовски заявил, что его страна понесла серьезные имиджевые потери.
Новый глава министерства государственной казны Польши Влодзимеж Карпински заявил, что ни его ведомство, ни правительство вообще не рассматривают вариант строительства газопровода на польской территории. А политическую окраску инциденту придали Туск и Коморовски, официально связав деятельность Газпрома с имперскими инициативами Кремля, отказавшись принимать в них участие из-за угроз интересам Украины.
Проще говоря, еще год назад в Варшаве были готовы пожертвовать собственными экономическими интересами в угоду политическим проектам Евросоюза и в первую очередь связанным с евроинтеграцией Украины. Однако, как показало время, польская жертвенность ни к чему не привела, заставив Варшаву более серьезно задуматься уже о будущем своей страны.
5
По официальной версии польской стороны, которая стремится сохранить лицо в сложившейся ситуации, как таковых изменений в вопросе о строительстве «Ямал – Европа – 2» не произошло. Все-таки документ был подписан, и официально от него никто не отказывался. Тем более в настоящее время, когда вопрос о «Ямал – Европа – 2» планируется использовать в качестве предмета для торга с Газпромом.
Сегодня в Варшаве уже открыто заявили о том, что серьезно готовятся к обсуждению условий поставок газа из России, и поэтому стремятся усилить свои переговорные позиции. Тот же Януш Пехочиньски заявил, что основой этого являются строительство межграничных соединений, увеличение собственной добычи газа на основе сланцевого проекта, а также программа экономии энергии.
6
Сложившаяся ситуация свидетельствует не только о том, что при всем своем политическом высокомерии в Польше все же признают зависимость от поставок российских углеводородов. В данном случае можно говорить и об еще одной подоплеке происходящих изменений в стратегии Варшавы – нынешняя ситуация на Украине.
Дело в том, что еще вчера в Польше, как и во всем Евросоюзе, были практически на 100% уверены в европейском выборе Киева. Это означало, что Брюссель сможет напрямую управлять экономическими и, в какой-то степени, политическими процессами в стране, обеспечивая бесперебойные поставки голубого топлива в страны ЕС и формируя здесь антироссийские настроения.
Что при этом происходило бы с самой Украиной, которой пришлось бы практически в одиночку решать вопросы с Россией, еврочиновников не интересовало. Отсутствие финансовых возможностей платить за российские углеводороды по мировым ценам, сокращение экспорта продукции и т.п., все это так или иначе привело бы страну к экономическому коллапсу.
При этом начать незаконный отбор газа, как это было в прошлые годы, Киеву, будь он под контролем Брюсселя, было бы крайне сложно. Это, в свою очередь, означало бы очередной виток кредитной экспансии и, как следствие, усиление зависимости Украины от европейских банковских и финансовых структур.
Схема проста и не нова. Однако отказ Януковича подписать ассоциацию с ЕС нарушил все планы.
***
Теперь, после нескольких месяцев беспорядков в украинской столице и практической анархии в западных регионах страны, Брюссель, а вместе с ним и Варшава, оказались в своеобразной ловушке, которую они готовили для украинского руководства.
Страна с непонятными перспективами политического и экономического развития в ближайшем будущем сегодня уже не рассматривается в ЕС как надежный экономический партнер, а значит не может гарантировать бесперебойные поставки газа в страны Евросоюза.
Более того, кто бы ни пришел после Януковича к власти, вряд ли он сможет обеспечить политическую стабильность страны. Видимо, именно это сегодня и толкает Варшаву на пересмотр своей позиции относительно проекта «Ямал – Европа – 2».
Оказывается, сотрудничать с более или менее стабильными и, как их предпочитают называть в ЕС и США, «диктаторскими режимами» в Белоруссии и России, гораздо спокойнее, чем отдаваться на волю случая в отношениях с «демократичной» Украиной.
Принципы евродемократии отходят на второй план перед угрозой холодной зимы и остановки предприятий, а потому и газпромовские проекты уже не кажутся имперскими амбициями Кремля, ущемляющими интересы западных соседей.
Источник: NewsBalt