Производители мобильных телефонов наперебой радуют пользователей все большим и большим количеством мегапикселей в камерах этих устройств.
Мы дожили до прекрасного времени, когда техническое оснащение достигло настолько высокого уровня, что потеряло всякий смысл
Пользователи наперебой радуются, не забывая поддерживать жаркие споры о том, что же все-таки лучше – iOs или Android. Только вот смысла это решительно не имеет. И вовсе не потому, что различия несущественны.
Мы дожили до прекрасного времени, когда техническое оснащение достигло настолько высокого уровня, что потеряло всякий смысл. Технология, развиваясь, лишает саму себя какой бы то ни было ценности.
Во-первых, давайте позанудствуем по поводу технических характеристик. Любой человек, понимающий физический процесс создания снимка, знает, что разрешающая способность матрицы – это, конечно, важно, когда вы собираетесь печатать свой снимок размером больше, чем метр на полтора. Для Сети, домашнего фотоальбома и – тем более – инстаграма это не имеет никакого значения вообще. А уж если вы собрались снимать для рекламы билбордов – то тут уж либо Hasselblad, либо среднеформатная Mamiya какая-нибудь, никак не пятый айфон.
Значение имеет светочувствительность, скорость работы затвора, оптика. Говорить об этом всем в компактном корпусе просто неприлично. Для фиксирования же приятных моментов будней этого всего и правда не нужно. Котик, салат и снимок себя в зеркале вполне сносно получатся на любую современную компактную камеру. Проблема не в технике, а в отношении к ней.
Давайте разберемся с тем, что из себя сейчас представляет процесс фотографирования на, прости господи, метафизическом уровне. Фотограф уже давно умирает как ремесленник. Умирает мучительно, неохотно и неотвратимо. Если каких-то 70 лет назад сам процесс создания снимка требовал значительной подготовки, то сейчас по-настоящему важно только то, ЧТО ты снимаешь.
Нет никаких проявителей и закрепителей, никаких ламп, никакой ручной печати, никаких непостижимых технических тонкостей. Уже даже нельзя ошибиться, заправляя пленку. Сейчас важно только то, что находится в кадре.
Да, для этого нужно знать теорию света, колористику, композицию и было бы неплохо разбираться в физиологии, чтобы управлять процессом восприятия фреймированного визуального объекта (читай – фотографии) зрителем.
На любительском уровне это несколько упрощается и сводится к тому, что снимок должен вызывать эмоцию. Неважно, какую и почему: то ли там будет что-то по-настоящему интересное, то ли что-то очень обычное в необычном прочтении, то ли милый котик – котиков мы ведь все по-прежнему любим.
Фотограф, если он хочет выжить как вид, должен осознать, что эволюция бывает не только биологической, но и профессиональной. Что пора уже отрастить ложноножки и что-нибудь еще, чтобы из ремесленника стать философом от визуального. Фотограф, не способный создавать смыслы, будет затоптан фотолюбителями с результатами технического прогресса в руках. Фотолюбитель, не способный создавать смыслы, будет задыхаться в толпе таких же, как он сам.
Поэтому перестаньте меряться мегапикселями и цифрами, уточняющими, последняя у вас модель телефона или предпоследняя. Ищите смыслы и находите их, пожалуйста, не в модели айфона. «В прекрасном – правда, в правде – красота: вот знания земного смысл и суть» – Джон Китс был трижды прав.