Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Украиной может войти в историю как самый бессмысленный международный документ, образец документа ни о чем, документа-пустышки.
Достаточно, чтобы в заголовках новостных лент были ключевые слова – «Таможенный союз», «Украина», «подписали
Чтение этого двухстраничного опуса нужно начинать с последнего абзаца, в котором указано, что меморандум не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом. Т.е. подписать подписали, но как до подписания, так и после никто никому ничего не должен. Но что-то подписать, видимо, надо было, поэтому на свет родились еще четыре пункта.
Согласно первому, украинская сторона может присутствовать на открытых заседаниях Высшего евразийского экономического совета, соответствующей комиссии и коллегии. Но присутствовать, только если пригласят, и сидеть, не отсвечивая, без участия в принятии решений. Можно Украине и предложения подавать, правда, о том, куда они попадут – в комиссию или сразу в корзину для бумаг – ни слова.
Вторым пунктом зафиксировано, что Украина имеет право получать копии документов Высшего евразийского экономического совета и комиссии, за исключением тех, которые конфиденциальные. Правда, документы совета и комиссии весьма оперативно публикуются на соответствующих сайтах для всеобщего обозрения, и для ознакомления с ними никакие меморандумы не нужны. Впрочем, возможно, действия, освященные международным документом, приобретают какой-то сакральный смысл, и, загружая соответствующую страницу, всякий пользователь с Украины – уже не просто безвестный обыватель, а субъект международных отношений.
Кстати, что интересно, на сайте Евразийской экономической комиссии есть решение № 39 заседания, проходившего 29 мая, которое называется «О проекте Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызской Республикой». Текст этого документа полностью идентичен меморандуму, подписанному Украиной. Т.е. украинская сторона подписала разработанный в ЕЭК... бланк: «Впишите сюда страну и подпишите». Это к вопросу о важности подписанного Украиной меморандума.
Третьим пунктом Украина берет на себя обязательства воздерживаться от действий и заявлений, которые противоречат интересам ТС и ЕЭП. Что значит «противоречат интересам» – загадка. В общем-то, каждое евроинтеграционное действие или заявление украинских чиновников противоречит интересам ТС, да и вообще почти все, что не звучит как «Таможенный союз – хорошо», может противоречить интересам... Впрочем, уже упомянутый пункт о том, что меморандум не создает никаких обязательств, избавляет от необходимости ломать голову над этой расплывчатой формулировкой.
И наконец, в четвертом пункте говорится о том, что Украина определит своего представителя в органах Таможенного союза и даже наделит его «необходимыми полномочиями». Учитывая предыдущие пункты, совершенно непонятно, о каких полномочиях идет речь? Присутствовать, когда пригласят, вносить предложения в никуда, читать копии документов в бумажном виде, а не с экрана, и «воздерживаться от действий и заявлений»? Кто бы из украинских чиновников ни получил эту должность, он вытянет счастливый билет, потому что делать ему практически ничего не придется. Правда, и особых доходов такая работа не обещает – так, «ни украсть, ни посторожить». Но для какого-нибудь «сбитого летчика» или просто пенсионера должность вполне себе ничего. Даже интересно, кого украинское правительство отправит доживать почетную физиологическую или политическую старость.
Можно примерно предположить, зачем сей странный документ нужен Украине. Во-первых, собственную пророссийски настроенную общественность немного успокоить – «хоть курс на евроинтеграцию никто не отменял, с ТС мы вроде как отношения тоже выстраиваем». Как именно выстраиваем и выстраиваем ли вообще – неважно, потому как общественность – и пророссийская, и вообще всякая – тексты меморандумов читать не любит. Достаточно, чтобы в заголовках новостных лент были ключевые слова – «Таможенный союз», «Украина», «подписали». И дело в шляпе – картинка отношений Украины с Таможенным союзом в общественном сознании имеет место быть.
#{ussr}Во-вторых, это таки напрягло еврочиновников: работа некоторых из них, кажется, в том и заключается, чтобы напрягаться всякий раз, когда Украина посмотрит в сторону России. Еврочиновники вроде должны уметь читать и могли бы осилить две страницы меморандума. Это недюжинное интеллектуальное усилие позволило бы понять, что документ этот не стоит даже бумаги, на которой напечатан. Но, видимо, с этим у Брюсселя большие проблемы, потому как ЕС официально обратился к украинской стороне с предложением провести на уровне экспертов (!) консультации по «евразийским» делам Украины, чтобы иметь четкое представление о ее дальнейших планах. Теперь пусть и призрачная, но все же перспектива попасть под влияние «русского медведя» должна сделать Брюссель более сговорчивым в евроинтеграционных потугах Украины.
Так что Украина какие-никакие цели меморандумом достигла. Но документ этот двусторонний, и зачем вся эта возня нужна другой стороне – загадка. В очередной раз макнуть Украину? Так можно было вообще меморандумов никаких не подписывать. Публичный отказ подписать даже такую пустую бумажку лучше всяких слов показал бы отношение России к многолетним попыткам Украины усидеть на двух стульях. Может быть, Москва хотела продемонстрировать свое желание расширить евразийское пространство? Но тогда зачем российские чиновники неизменно подчеркивают тот факт, что меморандум этот ровным счетом ничего не значит? Включились бы тогда в хор украинских коллег, пространно рассуждая о «важном шаге», «перспективах» и «дальнейшей работе по сближению». Так зачем России нужна эта иллюзия отношений с Украиной?
Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, что для России меморандум между Евразийской экономической комиссией и Украиной – это просто индикатор политики в отношении Украины, которая заключается... в полном отсутствии этой самой политики. После опубликования меморандума окончательно сложилось ощущение, что Украина России не нужна вообще и ни в каком качестве. Т.е. как бы нужна – общность исторического прошлого и география обязывают. Но с другой стороны, как и что делать с Украиной, Кремль просто не знает. Поэтому и напоминают российско-украинские отношения совместное проживание престарелых супругов: жизни их окончательно разделились, но общие прошлое и жилплощадь не дают возможности поставить точку в никому не нужном сосуществовании.