Ничего против футбола как такового не имею. Красивая игра. Ну, не русская. Так и опера не русское искусство изначально.
Самые сильные футбольные сборные Европы представляют и самые сильные в культурном отношении страны
Только вот, когда начинаешь всерьёз говорить об опере, да ещё и, не дай бог, противопоставлять её тому же футболу, в чём только не обвинят.
Но, позвольте, господа! Почему мы последние 20 лет стараемся перенимать у Запада в основном самое худшее?
Мы с успехом скопировали размеры денежных сумм, которые тратятся на футбол. С успехом скопировали ночные клубы, караоке-бары, журналы для взрослых, секс-шопы и «Дом-2».
А где Зальцбургский фестиваль, где Глайндборн, где Савонлинна?
Интересно, между прочим, что самые сильные футбольные сборные Европы представляют и самые сильные в культурном отношении страны. Достаточно упомянуть одну Германию, где в Мюнхене находится не только выдающийся футбольный клуб, но и один из самых лучших оперных театров мира, да и остальные несколько десятков театров почти все на несопоставимом с российскими уровне.
Кстати, о Савонлинне. Этот городок в нефутбольной Финляндии наглядно показывает экономическую целесообразность оперных фестивалей высокого уровня. Желающие могут почитать исследование на эту тему, где на пальцах разжёвывается социально-экономический эффект таких мероприятий для местного населения, не говоря уж об имидже страны и других «эфемерных» вещах.
А ведь у финнов нет ни Мусоргского, ни Чайковского, ни Римского-Корсакова. Но «бедные чухонцы» почему-то могут, а у нас до Торопца (родина Мусоргского) даже доехать-то сложно. Какие уж там фестивали?!
Но, нам подавай лиги чемпионов да кубки УЕФА! Нам понты дороже всего. То, что красивейшие города между Москвой и Питером фактически лежат в руинах (почитайте, сколько «утрачено», например, в Старице!), что кроме нескольких городов Золотого кольца, да и те несопоставимы по «внешнему виду» с Руаном или Бременом, нам нечего показывать иностранцам.
А ведь советская власть, разрушая старое, по крайней мере, пусть по-своему, но создавала культурные объекты для народа. Мы до сих пор можем видеть во многих маленьких городках роскошные дворцы культуры. И когда-то это были действительно очаги культуры, позволявшие людям, несмотря на бедность, чувствовать себя ЛЮДЬМИ!
Откуда, например, взялся великий певец Александр Филиппович Ведерников? Шёл себе по улице в своём шахтёрском Еманжелинске, услышал из репродуктора «Снегурочку» да и обомлел.
Помлел бы пару дней да перестал, если бы не присутствовала в его городишке КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА в виде дворца культуры с хором и прекрасной художественной школой!
А что сейчас? Ну да, в крупных городах всё хорошо, там есть футбольные суперклубы. А что делать людям в еманжелинсках и ельцах?!
Именно культурные проекты могут помочь таким городам. Вот в той же Савонлинне ведь не только туристы жизнь оживляют. Подготовка фестивальных спектаклей длится до полутора месяцев, и всё это время в городке живут приезжие артисты, музыканты, художники, режиссёры, оставляя здесь же часть заработанного.
А уж денег на такие фестивали нужно нааамного меньше, чем на гонорары заокеанских тренеров!
Источник: Блог Сергея Москалькова