«Извечная болезнь Москвы»

@ из личного архива

30 марта 2012, 17:55 Мнение

«Извечная болезнь Москвы»

Недавно завершился отбор десяти авторских коллективов, которые будут работать над концепцией развития Большой Москвы. Выбор окончательной концепции поручен жюри, составленному из наиболее авторитетных урбанистов мира. По-видимому, таким образом городские власти надеются загладить негативное впечатление от волюнтаристского решения о расширении Москвы.

Виктор Кухарский

генеральный директор ПКГ "Развитие"

Недавно завершился отбор десяти авторских коллективов, которые будут работать над концепцией развития Большой Москвы. Выбор окончательной концепции поручен жюри, составленному из наиболее авторитетных урбанистов мира. По-видимому, таким образом городские власти надеются загладить негативное впечатление от волюнтаристского решения о расширении Москвы, принятого без учета мнений экспертного сообщества и какого-либо общественного обсуждения.

Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

После оглашения громкого решения у многих сложилось впечатление, что «вопрос уже решен» и осталось только утвердить соответствующие законодательные формальности. Однако, уверен, проблемы, которые повлечет за собой реализация концепции Новой Москвы на практике, еще не раз заставят нас вернуться к обсуждению этой эпохальной инициативы.

Хуже всего, что наиболее сильный из аргументов сторонников проекта имеет наиболее слабое обоснование. Дескать, наконец-то решится транспортный вопрос. Это не так. По мере застройки новой московской территории неизбежно будет наблюдаться рост, а отнюдь не спад транспортной загруженности в «старом городе». Работать в шаговой доступности от дома для москвича скорее исключение, чем правило. Москвич может работать на севере города, а жить на юге, или наоборот, и в течение дня дважды пересекать город из конца в конец. И если мы отнесем юг города к границам Калужской области, это только увеличит нагрузку на транспортную систему и сделает жителей города еще более зависимыми от ее бесперебойной работы.

Образ жизни, свойственный человеку в мегаполисе, исключает локализацию в каком-то одном районе города. При любом проекте расширения Москвы центральная часть города все равно будет задействована, поскольку любой город стекается к своему центру. Житель мегаполиса подвижен. Живет в одном районе, работает в другом, отдыхает, совершает покупки, встречается с друзьями в третьем, четвертом и пятом. И эти перемещения неизбежно концентрируются вокруг центра Москвы, поскольку именно там находятся самые престижные рабочие места, самые лучшие торговые центры, самые популярные точки развлечения и отдыха. Эта эксклюзивность и особенная привлекательность, собственно, и делает центр центром. Вывод из центра чиновников тут мало что изменит. Наоборот, появится дополнительный транспортный поток между офисами центра и местами концентрации власти. Достаточно проехать по центру в выходные, чтобы убедиться в справедливости этих слов: пробки на Тверской, Маросейке, Бульварном кольце... Метро переполнено, общественный транспорт слабо эффективен – все это очевидно. Законы современного развития «пересаживают» жителей на частный транспорт. Бороться с этим, значит, бороться с горожанами. Проще уж сразу выселить всех за МКАД.

Иногда можно услышать предложения от московских властей пересадить москвичей на велосипеды. Забавно слышать это, учитывая наш неблагоприятный климат. А как при новых расстояниях можно будет преодолеть такой путь? Может быть, сами чиновники и покажут пример? Вот мэр Лондона Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде. Пускай и наши покатаются по снежной каше в 20-градусный мороз!

Волюнтаристский подход к определению новых границ города в немалой степени связан с тем, что Москва и ее окрестности являются наиболее привлекательными местами для инвестиций в России, и бизнес согласен практически на любые условия, которые предложат ему московские власти. «Избалованная» инвестициями Москва может позволить себе такое, на что не решатся власти других российских городов. Так, в феврале Сергей Собянин заявил, что по итогам 2011 года были приняты решения о прекращении инвестиционных контрактов на более чем 8,2 млн кв. м., при этом ранее он оценивал стоимость отмененных проектов в 35 млрд рублей. Разумеется, руководство города уверено, что инвестиции от Москвы далеко не уйдут, что бизнес оно этим не распугает, а наоборот, подогреет интерес инвесторов к тем градостроительным задачам, которые для Москвы более актуальны, в том числе на новоприобретенных городских территориях. Но полное отсутствие подобных опасений таит в себе ловушку, поскольку люди, принимающие решения, рискуют вознестись над здравой экономической логикой.

#{smallinfographicleft=504944}Извечная болезнь Москвы – строительство жилья, торговых и офисных зданий – опережает развитие городских инфраструктур, в том числе транспортной. У меня большие сомнения в том, что эта проблема может быть решена при выбранной схеме расширения города, которая пляшет от территории, а не от экономики. Возникает подозрение, что старую болезнь хотят не столько вылечить, сколько «вытолкнуть» из центральных районов города на новые территории, а там по-прежнему строительство и продажа жилья будут идти сами по себе, а создание рабочих мест – само по себе.

Если относиться к расширению города как к решению бизнес-задачи, стоило бы поступить принципиально иным образом. Создавать точки приложения рабочей силы в Московской области, те самые инновационные предприятия, которые так необходимы России; проводить к ним хорошие транспортные коммуникации, а затем стимулировать освоение. Таким образом, двигателем расширения Москвы стало бы не своеволие властей, а бизнес, осваивающий перспективную модель государственно-частного партнерства. При этом органично получается уход от устаревшей схемы «спальных районов», а место жительства горожан становится максимально приближено к месту приложения труда. Образцовым городом в этом отношении является Лос-Анджелес, который состоит из девяти десятков практически самодостаточных районов. Неслучайно этот город – один из немногих мегаполисов мира, где транспортная проблема практически отсутствует.

Можно выбрать и другой путь. Превратить Москву и область в федеральный округ с особым статусом. Это откроет еще больше возможностей для инвестиций и развития. В мире тому масса примеров. Естественный рост города будет идти равномерно. К тому же, это позволит сразу развивать транспортную инфраструктуру, постепенно приспосабливая её к столичным запросам. Например, в большинстве европейских мегаполисов электрички уживаются с метро (Париж, Берлин). Подчас и не разберешься, на чем ты едешь, но эффективность транспортировки людских потоков возрастает в разы. Таких примеров грамотных и полезных решений можно вспомнить много, было бы желание их внедрять.

Скорее всего, уже в ближайшие годы принятый план расширения городской территории вместо «привыкания» будет вызывать все больше вопросов, как со стороны бизнеса, так и со стороны экспертов-градостроителей и жителей города, сталкивающихся с все возрастающим транспортным коллапсом. Что ответят на это городские власти? Поживем – увидим. Но почему-то мне кажется, что расширение Москвы в ряду аргументов чиновников очень скоро отойдет на второй план, а то и вовсе забудется.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............