Я думаю, что слова министра просто неправильно интерпретированы («Мне кажется, давно назрела ситуация, чтобы провести мониторинг в стране, узнать, кто что слушает, читает и смотрит», – сказал во вторник Рашид Нургалиев – прим. ВЗГЛЯД). В Советском Союзе, действительно, была система, когда под контроль попадали и эстетические взгляды молодежи: и кто что смотрит, и кто как одевается, и кто какую музыку любит, и кто какие книжки читает. Эта система вполне вписывалась в общую систему тоталитарного государства.
Это сегодня прекрасно без всякого МВД делают наши компьютерные программы
Для нашей страны сегодня это абсолютно неприемлемо, потому речь может идти в данном случае – и я думаю, что наш министр именно это и имел в виду – о проведении социологических исследований, которые показывают предпочтения, существующие в молодежной среде. Ну а, насколько я знаю, такие исследования ведутся различными исследовательскими организациями. И если вы спросите наши компании, которые занимаются медиаизмерениями, какие радиостанции слушает молодежь, какую музыку предпочитает молодежь, то они вам на эти вопросы дадут исчерпывающие ответы. Может быть, министр имел в виду именно это.
Совершенно очевидно, что сегодня вводить контроль над тем, что каждый человек смотрит, слушает, какую музыку предпочитает, какие книги читает, абсолютно неприемлемо. В то же время это сегодня прекрасно без всякого МВД делают наши компьютерные программы. Вы прекрасно знаете, что существующие сегодня в интернет-сетях поисковые конструкции, поисковые машины профилируют каждого пользователя, и они прекрасно знают ваши предпочтения. Это практика. Но связана она не с политическим контролем, а с потребностями рекламодателей.
- Владимир Жириновский: Танцевать вальс и бить морду
- Андрей Архангельский: Нургалиев по Фрейду
- Андрей Перла: Россия выглядит не прикольно
- Александр Дугин: Хорошо умереть молодым
Я по своему собственному опыту знаю, как к этому относились в Советском Союзе. Если, например, знали, что ты слушаешь по ночам Би-Би-Си или «Голос Америки*», или «Свободу», то это могло крайне негативно отразиться на твоей судьбе, если ты – старшеклассник или если ты – студент университета. Тебя могли начать прорабатывать. А в некоторых случаях даже этого было достаточно для того, чтобы человека вызвать в КГБ.
Более того, если говорить о книгах, то в Советском Союзе нельзя было купить, например, ту же самую книгу «Архипелаг ГУЛАГ». А если эта книга оказывалась дома и об этом узнавали, то к вам домой приходили сотрудники КГБ, вас арестовывали и дальше вы проводили несколько ближайших лет в местах лишения свободы. Так что это все было чревато очень серьезными осложнениями.
То же касалось и музыки, потому что рок был запрещен, да и джаз одно время тоже был запрещен. Потом его, слава богу, разрешили. И даже одежда тоже находилась под запретом – нельзя было носить определенной ширины брюки, за это так же могли наказать, и могли наказать за то, что ты носишь не ту прическу и так далее. Так что в этом смысле порядки были очень строгие, бессмысленно строгие.
Источник: «Эхо Москвы»
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента