«Медведь, Зайка и Леопард – неверно выбранные тотемы»

@ httpaurora-expertum.ru

4 марта 2011, 13:31 Мнение

«Медведь, Зайка и Леопард – неверно выбранные тотемы»

Шумиха вокруг олимпийских символов – вещь не случайная. Я бы к ней отнесся серьезнее, чем многие эксперты яйцеголовые и высоколобые предполагали бы. Эта шумиха носит не только коммерческий характер и не только характер сиюминутного ажиотажа. Сегодня олимпийский символ – это единственная доступная нам форма тотемизма.

Андрей Ашкеров Андрей Ашкеров

Основатель некоммерческого гражданско-политического и экспертного объединения «Гильдия исследователей»

Шумиха вокруг олимпийских символов – вещь не случайная. Я бы к ней отнесся серьезнее, чем многие эксперты яйцеголовые и высоколобые предполагали бы. Эта шумиха носит не только коммерческий характер и не только характер сиюминутного ажиотажа. Сегодня олимпийский символ – это единственная доступная нам форма тотемизма.

Медведь – очень жестокое животное, свирепое, хищное, безжалостное. Русский народ никогда не был таким

Тотемизм – это особая разновидность мифологического мышления, когда некое сообщество отождествляет себя с неким биологическим видом. Этот биологический вид выступает и защитником, и охранителем, и символом этого сообщества. То есть наиболее емким выражением смысла существования всех людей, которые к данному сообществу принадлежат. И конечно же, тотем выступает своего рода талисманом.

Выбирая определенный знак, общество программирует свою коллективную психологию. Общество управляет собой, удаляет какие-то свои характеристики, пренебрегает какими-то характеристиками и, наоборот, подчеркивает и выделяет другие. Все качества, которые обнаруживаются в животном, а символом Олимпиады обычно становится животное, позволяют сообществу представить себя первозданным, чем-то предельно органическим, предельно нутряным. Природа – это еще и простота. И отсылка к природным символам, символам из животного царства – это способность выразить себя максимально емким простым способом.

Уже то, что возникло три символа, а не один, свидетельствует об определенном кризисе. Это не кризис идентичности, о котором часто любят досужие мыслители поговорить, это кризис, связанный как раз с попыткой представить себя как нечто первозданное. Мы не умеем представлять себя как нечто простое. И мы боимся даже это делать. Это наш страх простоты. Страх простых определений, страх первозданности, страх объективности. Мы не даем себе права существовать в качестве объекта. Поэтому возникает избыточная апелляция к культуре.

Выбран медведь – символ навязанный, связанный с культурными формами. Но медведь же очень жестокое животное, свирепое, хищное, безжалостное. Русский народ никогда не был таким. В медвежье состояние он себя приводил только в ситуации войн. И войн оборонительных, прежде всего, справедливых войн.

Второй символ – леопард – понравился Владимиру Владимировичу Путину. Путин, видимо, соотносит себя с этим очень мобильным животным. Лидер должен соотносить себя с государственным символом, в него вкладываться. Ведь олимпийский мишка художника Чижикова так понравился всем не только потому, что он такой добродушный, не только потому, что он хорошо монтировался с анимационным образом Винни-Пуха, но еще и потому, что он был похож на Брежнева. Это был дружеский шарж на Брежнева. Образ медведя из 80-го года был совершенно другим, нежели тот, что есть сейчас. Он был существенно более антропоморфным.

Проблема выбранных сейчас образов в том, что они не антропоморфны, не могут быть подвергнуты психологизации.

Третий образ Зайки такой же скучный и бесцветный, как два предыдущих. Зайка – жертвенное животное, которое постоянно попадает впросак, которое постоянно бьют, за ним охотятся, и небезуспешно. И выбирать это животное было совершенно неправильно. Мы выбрали в виде медведя несоответствующую нам свирепость и в качестве антитезы этой свирепости выбрали животное, которое постоянно побиваемо. Где-то посередине находится леопард, который перевоплощается то в одно, то в другое – то в нечто воинствующее, то ускользающее от атаки.

#{best_opinions}Я бы на месте создателей этих образов, брендов, пошел по другому пути. Я бы не ограничивался набившим оскомину фольклором, а покопался бы в современном фольклоре, ибо его много, и он богатый и интересный. Был замечательный образ жабы, в Интернете блогеры назвали его Зойчем. Жаба держит похожую на стрелу золотую лыжную палку, и у нее кольца олимпийские, как монетки, в глазах. Жаба – образ рачительной мудрости, бережливости, накопительства. Жаба умеет постоять за себя, может громко крикнуть, если что, и отпугнуть тех, кто на нее нападает. Жаба знает себе цену. Этот образ очень хорошо монтируется с современным нашим обществом. Только лапки передние я бы дорисовал, они помогают, они нужны.

Был бы неплох образ Колобка. Колобок, помимо того что это фигура из старого фольклора, еще имеет много коннотаций. Это существо, которое может неожиданно появиться и неожиданно уйти. Колобок – символ солнца, символ шара как самой эргономичной фигуры, самой совершенной геометрической формы – об этом писал еще Платон. Колобок – символ яйца, в яйце может быть заключена угроза или даже смерть для кого-нибудь нехорошего, для врага или для мирового капитала.

Третья фигура из тотемического ряда – амурский тигр. К нему очень большой интерес сегодня, и популяция амурских тигров, к счастью, начала расти. Это существо экзотическое, редкое, и наше общество наделено чертами, которые делают его редким и экзотическим. В чем-то даже исчезающим. Мы не меньше, чем амурский тигр, нуждаемся в защите. Плюс амурский тигр – животное, которое готово к прыжку. Которое готово измениться. И тигр всегда твердо приземляется на все четыре лапы.

Источник: Сайт Russia.ru

..............