Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

9 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
19 марта 2015, 17:40 • Экономика

Место «Дженерал Моторс» будет кому занять

Место "Дженерал Моторс" будет кому занять

Место «Дженерал Моторс» будет кому занять
@ Алексей Даничев/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

«Это ошибка изначальная в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации». Такими словами в правительстве России комментируют самое громкое событие на российском авторынке последних дней – полный уход марки «Опель» и ряда моделей «Шевроле». Место уходящих моделей «Дженерал Моторс» уже готовятся освоить другие производители.

В четверг стало известно, что поставки автомобилей в Россию полностью остановил южнокорейский автопроизводитель SsangYong. Причина – ослабление рубля и рост валюты, передает агентство Reuters со ссылкой на представителя компании.

Что касается GM, это ошибка изначальная в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации

Буквально в 2013 году Россия была крупнейшим рынком для SsangYong, однако в 2014 году поставки резко сократились на 41%, свидетельствуют данные Корейской ассоциации автопроизводителей. В этом году продажи автомобилей SsangYong в России потерпели полное фиаско, упав за два первых месяца на 61%, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В январе феврале удалось продать всего около 1300 автомобилей корейской марки.

Однако южнокорейский концерн не оставляет надежду вернуться на российский рынок, когда рубль окрепнет. Кроме того, концерн не заявил об отказе собирать свои модели на площадке российской Sollers на Дальнем Востоке.

В отличие от американского General Motors, который накануне неожиданно даже для своих дилеров объявил о полном уходе с российского рынка бренда Opel, а также большей части моделей бренда Chevrolet. Российскому рынку оставили только Chevrolet Camaro, Chevrolet Niva и премиальные модели Cadillac. GM также замораживает свое производство на заводе GM в Петербурге и контрактную сборку ряда моделей на мощностях группы ГАЗ.

GM уходит из-за собственных бизнес-ошибок

Главная причина отказа от сборочных производств в том, что GM вовремя не успел довести уровень локализации до приемлемого. Девальвация же рубля сделала сборку машин слишком дорогой. «Чем меньше локализация, тем сложнее выдерживать конкуренцию на рынке», – говорит глава Минпромторга Денис Мантуров.

Это первый из иностранных концернов, который решился отказаться от продажи массовых моделей в пользу премиальных и закрыть российские заводы. Однако от других таких неожиданных ходов никто не ждет.

«Мы такой тенденции не наблюдаем», – говорит Мантуров, отвечая на вопрос о возможном уходе других иностранных производителей с российского рынка. «Что касается GM, это ошибка изначальная в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации», – сказал он.

По словам министра, при сегодняшнем курсе рубля уровень локализации производства GM в 25% не позволяет автоконцерну конкурировать, например, с немецким Volkswagen и южнокорейскими автопроизводителями, которые достигли уровня локализации свыше 50%. «Мы исходим из того, что такое решение компании абсолютно не политическое, а связано с экономической стратегией», – заключил глава Минпромторга.

Другие автоконцерны подтверждают, что не поддерживают решение General Motors уйти с российского рынка. В Renault и Nissan заявили, что планируют оставаться на российском рынке, несмотря на кризисные явления в отрасли. Renault «по-прежнему верит в российский рынок и считает его стратегическим». В этом году концерн выводит на рынок новые модели. В Nissan указали, что производственный план, конечно, корректируют в зависимости от потребностей рынка, но менять стратегические планы по России не собираются. «На заводе в Санкт-Петербурге мы приостанавливаем конвейер с 16 по 31 марта, но там не сокращаются мощности и не проводятся сокращения персонала», – сказал представитель Nissan.

Американский холдинг Ford и немецкий Volkswagen также заявили о сохранении своей инвестиционной программы на российском рынке. Немцы, как и планировали, во втором квартале 2015 года откроют центральный склад запасных частей и аксессуаров в Чехове плюс завод двигателей в Калуге.

В Ford также сказали, что компания продолжает работать по плану с учетом запусков новых моделей, а также завода двигателей, передает ТАСС. Хотя надо признать, что продажи этого американского концерна куда более печальные, чем продажи Opel и Chevrolet концерна GM. General Motors даже в 2014 году оставался в числе лидеров на российском рынке, особенно хорошие позиции были у Chevrolet. Тот же Ford в последние годы сильно «потрепался», а когда-то его Ford Focus был самой продаваемой и популярной в России иномаркой.

GM поставил себя в невыгодное положение

Даже Ford не теряет надежды вернуть былую славу в России. Поэтому возникает подозрение, что на решение GM могла повлиять геополитика, учитывая заявления США, что санкции против России вообще никогда не будут отменены.

Если отказ от сборки машин в России, учитывая низкую локализацию, еще можно оправдать экономическими причинами, то вот отказ от продажи массовых моделей в пользу премиальных выглядит необычным. Другие автоконцерны, наоборот, сейчас пытаются избавляться от нишевых, пользующихся наименьшим спросом моделей, сосредоточиваясь на массовых автомобилях. Тем более что с апреля будет запущена программа льготного автокредитования, по которой можно будет купить собранные в России автомобили стоимостью до 750 тыс. рублей.

Однако нельзя исключать, что это просто такой рекламный ход GM. Заявление об уходе навсегда Opel и Chevrolet, о распродаже массовых моделей этих марок с большой скидкой до конца года – это определенно простимулирует спрос на них.

В любом случае, если GM не передумает, другие автопроизводители только выиграют от ухода американских марок. Так считает, например, глава Ассоциации европейского бизнеса Филипп Пегорье и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

«На рынке вакуума не бывает. И если уходит одна компания, то ее место сразу заполняют другие компании, – констатировал представитель Кремля. – А главное, что, конечно, компания, к сожалению, уже заранее ставит себя в невыгодное положение на тот период, когда рынок перейдет в фазу активизации». По словам Пескова, уже можно с уверенностью сказать, что падение продаж сменится бурным ростом. «И тогда, к сожалению, эта компания окажется среди проигравших», – заключил он.

Место уходящих брендов займут другие – конкуренция в каждом сегменте большая, скорее всего, это будут модели азиатских брендов

Аналитик Газпромбанка Кирилл Никода считает, что нишу GM могут занять более успешные производители, чей уровень локализации производства составляет более 40%, «а также с более агрессивным маркетингом и обновлением модельного ряда». От ухода Chevrolet выиграет в первую очередь Nissan, что хорошо в целом и для АвтоВАЗа, где японцы вместе с французами Renault – акционеры.

«Место уходящих брендов займут другие – конкуренция в каждом сегменте большая, и сложно сказать сейчас, кому именно повезет больше, скорее всего, это будут модели азиатских брендов», – считает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».

Стоит сказать, что на самом деле GM не полностью покидает российский рынок. Концерн сохраняет сборку премиальных моделей на мощностях калининградского «Автотора». Кроме того, американцы не отказываются от совместного производства с АвтоВАЗом на GM-АвтоВАЗ, что вполне логично: в этот проект инвестиции вложены уже давно, и уровень локализации там высок.

И надо понимать, что закрытие представительств американских марок в России не означает, что дилерские центры с этими марками не смогут продолжить торговать ими. Просто они не будут официальными дилерами.

Третий год кризис

Российский автомобильный рынок переживает уже третий кризисный год. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей начали падать еще в 2013 году (на 5%), падали весь 2014 год (на 10,3%, не упасть сильней помогла заработавшая программа утилизации). А первые месяцы этого года показали, что в 2015 году проседание может оказаться действительно катастрофичным. Эксперты ждут падения на 3545% в этом году. Так, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считают, что автопродажи могут рухнуть в этом году до уровня 2009 года – до 1,5 млн машин против 2,5 млн в 2014 году. Может закрыться тысяча дилерских предприятий.

Резкое снижение спроса на автомобили в этом году произошло по понятным причинам. Девальвация рубля заставила автоконцерны серьезно поднять цены на машины. Также падение рубля привело к снижению доходов россиян. Плюс рост ключевой ставки Центробанком привел к удорожанию и ужесточению условий автокредитов, а больше половины машин покупалось именно на заемные деньги.

Уходят слабые модели

SsangYong на самом деле далеко не первый, кто вынужден был прекратить ввоз импортных иномарок в Россию. Просто этому бренду удалось продержаться чуть дольше. Ряд слабых марок сделали это еще в прошлом году. Кризис расставляет все на свои места – слабые бренды и убыточные производства всегда закрываются, выживают сильнейшие – удачные модели и правильно построенный производственный процесс.

Так, еще весной и летом 2014 года с российского рынка ушли украинские автомобили «Богдан» и ZAZ, которые поставлялись в Россию с Черкасского автомобильного завода и Запорожского автозавода. На Украине авторынок умер в прямом смысле в прошлом году.

В августе 2014 года Chrysler Group прекратил поставки автомобилей Dodge, потому что за полгода россияне купили всего 26 новых минивэнов Dodge Journey.

Volkswagen пришлось пожертвовать нишевой маркой SEAT, прикрыв ее импорт в РФ. У этой марки вообще неудачная история вхождения на российский рынок – это была уже четвертая попытка, и тоже провал. Также летом пришлось прекратить производство в России линейки моделей Skoda Fabia (тоже входит в VW), а в этом году остановить поставки хетчбэков Fabia и компактвэнов Roomster.

Peugeot Citroen пришлось отказаться от продажи автомобилей Citroen DS5 и Peugeot RCZ в России, Honda в этом году прекратила поставки Civic-хетчбэк и Crosstour, а Mazda – буквально недавно – поставки Mazda 3.

А Volvo Trucks, у которой завод под Калугой, пришлось остановить там сборку грузовиков и уволить 30% сотрудников.

Эта тенденция может продолжиться – с российского рынка будут уходить отдельные модели, которые не вызывают интерес у потребителя. Концерны будут уменьшать ассортимент, оставляя только те модели, на которые наблюдается наиболее устойчивый спрос. Однако о полном уходе с российского рынка, как это неожиданно делает американский GM, речи не идет.

Тот же Volkswagen, например, пожертвовал маркой SEAT и тремя моделями марки Skoda, но на российском заводе по-прежнему собирается в целом огромное количество моделей. Это Volkswagen Tiguan, Polo седан, Skoda Rapid, Volkswagen Touareg и Volkswagen Multivan, а также автомобили Audi A6, A7, A8 и Q5, Q7. А на мощностях группы ГАЗ – Skoda Yeti, Skoda Octavia и Volkswagen Jetta.

Многие иностранные автоконцерны (в отличие от американского GM) понимают, что перспективы у российского авторынка большие, надо только переждать кризис и дождаться, когда рынок снова начнет расти. Тогда ассортимент моделей снова начнет расширяться.

..............