Глеб Простаков Глеб Простаков Германская экономика теряет лицо

Не временным, а структурным кризисом называют текущее положение дел в немецкой экономике большинство экспертов. Массовые увольнения персонала, демонтаж производственных мощностей влекут за собой рост социальной напряженности. А это уже политика.

6 комментариев
Константин Косачев Константин Косачев Европа недооценила свою зависимость от России

Выяснилось, что европейские «стратеги» категорически переоценили зависимость России от ЕС и недооценили свою собственную от России. Автором многолетнего «экономического чуда» Европы, ее процветания и прогресса была наша страна как минимум не в меньшей степени, чем «план Маршалла», только это предпочитали не замечать.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русской тоске пришел конец

У российской оппозиции была мантра про то, что в конце концов в России «холодильник победит телевизор». Самое забавное, что они оказались правы: реальность действительно победила пропаганду. Вот только пропаганду не кремлевскую, а их собственную – русофобскую.

6 комментариев
18 августа 2014, 14:58 • Экономика

«Приходится выбрасывать сезонные товары»

Санкции РФ сработали против самых оголтелых критиков Москвы

«Приходится выбрасывать сезонные товары»
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Польша и Прибалтийские страны, которые громче других требовали от Евросоюза самых жестких санкций против России, теперь первые в очереди за компенсациями потерь. В результате стараний собственных русофобских политиков их фермерам и крестьянам приходится уничтожать свои урожаи, продавать молоко и мясо за бесценок и пытаться съесть все, что нельзя продать в России, самим.

Аккуратные санкции России ударили сильнее по трем странам Балтии и Польши, которые в числе первых критиковали Москву и настаивали на жестких санкций против России от всего Евросоюза.

Латвия уничтожает урожай

Ситуация сложилась довольно угрожающая, поскольку на данный момент приходится выбрасывать цветную капусту, кабачки, сезонные товары

Из-за эмбарго, наложенного Россией, латвийским хозяйствам, которые занимаются выращиванием овощей, приходится уничтожать свой урожай, а крестьянам ‒ продавать овощи и фрукты за бесценок, сообщил телеканал LNT, передает Delfi. Такая ситуация наблюдается в ряде хозяйств Пуре, Добeле и Елгавы.

«Ситуация сложилась довольно угрожающая, поскольку на данный момент приходится выбрасывать цветную капусту, кабачки, сезонные товары», ‒ говорит руководитель кооператива Mūsmāju dārzeņi Эдита Страздини.

Российского рынка сбыта латвийцы лишились, более того ‒ их рынки в последние две недели оказались переполнены польской продукцией по более низким ценам. Эту же проблему подтверждают также крестьяне, торгующие на Ночном рынке. Польша сама столкнулась с проблемой, куда девать невостребованные Россией фрукты и овощи, но польские сельхозпроизводители оказались более расторопными и заполонили своей продукцией соседние балтийские страны.

Латвийские же крестьяне проигрывают в этой войне санкций, говорят участники рынка. Конкуренция с польскими продуктами заставляет их существенно снижать цены на выращенные в Латвии огурцы, помидоры и картофель. Закупщики, например, снизили цены на томаты до 50 центов за килограмм. Многие крестьяне возвращаются домой, не сумев распродать весь товар.

Существенные потери несут и латвийские поставщики, которые лишились не только возможности продавать свои продукты в Россию, но и прибыли от транзита товаров через свою территорию. Только с 8 по 13 августа, сразу после объявленного Россией эмбарго на импорт ряда продуктов из ЕС, на латвийских пунктах погранконтроля были отправлены обратно 17 грузовиков с грузами продовольствия. Они состояли из сыра, мяса, рыбы, томатов, паприки, персиков и нектаринов, которые перевозились из Польши, Нидерландов, Италии, Франции, Венгрии и Норвегии. Останавливались грузы не только на российских пунктах таможенного контроля, но и на белорусских.

Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма подсчитала, что в худшем случае санкции могут обойтись ее стране в несколько сотен миллионов евро, при том, что объем экономики Латвии составляет 25 млрд евро. Однако только от ответных санкций со стороны России страна потеряет 55 млн евро, но это лишь предварительные оценки. Около 12% латвийского экспорта направляется в Россию.

Литва

Литва пострадает из-за экономической войны с Россией еще больше, так как она экспортирует в Россию около пятой части своего экспорта. С наибольшими проблемами столкнутся грузоперевозчики и производители молочной продукции, говорила президент Литвы Даля Грибаускайте.

ВВП Литвы может уменьшиться на 0,2%, осторожно подсчитал министр экономики страны Эвалдас Густас, при этом эксперты ждут более сильного падения. Ежемесячные потери только четырех молокоперерабатывающих концернов Литвы (Pieno zvaigzdes, Zemaitijos pienas, Rokiskio suris и Vilkyskiu pienine) в результате санкций России составят порядка 20 млн литов (около 5,8 млн евро), еще 15 млн литов потеряют хозяйства, которые выращивают морковь. Несложно вычислить, что готовые потери составят 420 млн литов (122 млн евро).

Потери не ограничиваются только овощами и фруктами. Так, Польша и Литва в прошлом году поставила в Россию 18 тыс. тонн свежего, замороженного и охлажденного мяса крупного рогатого скота. Это более половины всего экспорта данной продукции из ЕС в РФ.

Российские санкции могут привести к гибели всей животноводческой отрасли Литвы, заявила сегодня председатель сельскохозяйственной палаты Литвы Андреюс Станчикас. «По свиноводству сильнейший удар нанесла свиная чума, по молочному и мясному сектору ‒ российское эмбарго», ‒ обрисовал он ситуацию. По словам Станчикаса, значительно упавшие закупочные цены на молоко и мясо практически превращают сельскохозяйственное производство в нерентабельное, что заставляют фермеров задуматься о смене рода деятельности. «Существует реальная опасность того, что из сельскохозяйственного производства в Литве останется только растениеводство», ‒ отметил председатель сельхозпалаты.

Согласно оценкам правительства, из-за российского эмбарго мясная промышленность Литвы недосчитается 250 млн литов (73 млн евро), молочная ‒ 200 млн литов (58 млн евро), растениеводческая (овощи и фрукты) ‒ 28 млн литов (8 млн евро), рыбная ‒ 5 млн литов (1,5 млн евро).

Эстония

Эстонию ответные санкции России вообще застали врасплох, учитывая, что там первая реакция местных властей на них последовала лишь спустя несколько дней после введения ограничений. По мнению экономиста Банка Эстонии Каспара Оя, санкции в отношении России скажутся негативно как на количестве рабочих мест в стране, так и на ВВП Эстонии. В отраслях, которые наиболее пострадают от санкций, под вопросом окажутся от 1,5 до 2 тыс. рабочих мест, полагает он.

#{ussr}Руководитель Союза производителей молока Эстонии Яанус Муракас заявил о падении закупочных цен на молоко, от чего пострадают фермеры. «Изменения оказались настолько большими, что часть фермеров задумывается: главное, чтобы кто-нибудь приехал за молоком, цена вторична», ‒ говорит Муракас. Не исключено, что вскоре на прилавках эстонских магазинов появится молочная продукция в упаковках только на русском языке, как это уже случилось в Финляндии. Там все товары, которые нельзя импортировать в России, стали продавать в местных магазинах по цене вдвое ниже с призывом не бояться покупать эти «русские» продукты и помочь стране.

Польша

Польша вообще первой пострадала от российских санкций, которые сначала были введены в отношении ее одной, а под запрет попали только польские фрукты и овощи.

Польский аграрный сектор несет серьезные потери. По предварительным подсчетам, только из-за запрета на ввоз в РФ овощей и фруктов Польша лишится минимум 500 млн евро: польский экспорт сократился на целых 50%. Теперь будущие убытки подсчитывают производители молочной продукции, в частности сыра, так как ранее каждая пятая тонна этого продукта отправлялась в Россию. На востоке республики к экономическим трудностям готовятся и производители мяса. В итоге потери могут вырасти до более чем 750 млн евро. В 2013 году Польша поставила в Россию продукты питания на 1,3 млрд евро, говорит министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий. «В данный момент в ситуации расширенного эмбарго на молочные и другие продукты сумма потерь определенно превысит 50% этой суммы», ‒ говорит он.

Польские аграрии все еще надеются на скорое восстановление торговых отношений с Россией, несмотря на то, что их политики были самыми ярыми зачинщиками экономической войны. Как заявил глава Союза садовников Польши Мирослав Малишевский, польские поставщики яблок, лишенные возможности экспортировать свою продукцию в Россию, стремятся как можно скорее вернуться к сотрудничеству с российскими партнерами.

За что боролись, на то и напоролись

Власти Польши и страны Балтии сами требовали экономической войны. И теперь их населению приходится вкусить плоды трудов собственных политиков.

Так, глава МИД Польши Родослав Сикорский все это время придерживался нарочито агрессивной риторики по отношению к России. Он неоднократно высказывал недовольство, что ЕС не спешит вводить жесткие санкции против России, и боялся, как бы Союз не передумал.

Президент Литвы Даля Грибаускайте также не раз призывала лидеров Евросоюза к самым жестким экономическим санкциям против России, в частности ввести эмбарго на все виды оружия и все технологии, санкции против российских компаний и лиц. В середине июля она жаловалась, что ЕС и так опоздал со вводом действенных санкций, требовав послать России «ясный и четкий» сигнал, в итоге дождалась ясного и четкого ответа для себя.

Латвийский премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма и ее эстонский коллега Андрус Ансип вместе с рядом националистических политиков были солидарны с позицией Литвы и Польши. Они также призывали Европу начать самое жесткое экономическое давление на Россию.

Правда, внутри Латвии и Эстонии не было единодушной позиции по этому вопросу. Так, президент Латвии Андрис Берзиньш, глава МИДа Эдгар Ринкевич и многие влиятельные представители политико-экспертного сообщества, включая самого популярного политического деятеля Латвии, мэра Вентспилса Айвара Лембергса, высказались категорически против санкций. Они уже тогда боялись, что эти санкции против России обернутся ударом по экономике Латвии, следовательно, они противоречат национальным интересам. И опасения их были не напрасны, как теперь показывает практика.

Причем Прибалтийские страны даже не брали в расчет, что Россия вряд ли будет просто смотреть на начатую Евросоюзом экономическую войну, а по логике военных действий проведет контратаку по экономике ЕС.

Русофобская позиция привела Прибалтийские страны к хаосу на рынках и в экономике. Теперь им приходится жаловаться и просить ЕС о финансовой помощи, компенсации потерь от санкций.

Европейский союз должен компенсировать ущерб Прибалтийским странам ‒ членам ЕС, экономики которых пострадают в результате санкций против России, выступили власти Латвии от имени всех. По словам министра финансов Латвии Андриса Вилкса, компенсации могут предоставляться из Фонда солидарности ЕС.

Но у Брюсселя просто нет денег, чтобы компенсировать потери всех стран. И Еврокомиссия это подтверждает. Она пообещала выделить с 18 августа всего 125 млн евро и только для производителей некоторых скоропортящихся овощей и фруктов, импорт которых ограничила Россия.

«Эти средства будут использованы для изъятия с европейского рынка фруктов и овощей для удержания цен от падения», ‒ отметил представитель ЕК Роджер Уайт. Выкупленные товары будет бесплатно распределены в детских и благотворительных учреждениях.

Потери же всех стран ЕС от ответных санкций России за год составят минимум 9 млрд евро (по данным экспорта запрещенных товаров за 2013 год).

..............