Политика

14 ноября 2019, 08:26

Обмен «еврейской контрабандистки» на «русского хакера» имеет этическую проблему

Фото: instagram.com/_inaama, vk.com

Скоро американцы заполучат в свои руки очередного «русского хакера»: Москва уже выразила протест в связи с экстрадицией в США из Израиля россиянина Алексея Буркова. Ранее израильский суд заморозил этот процесс из-за Наамы Иссахар, осужденной в РФ за контрабанду наркотиков, но дело приняло неожиданный оборот. Чем должна закончиться эта скандальная история?

Два человека, два уголовных дела, но три государства.

В декабре 2016 года по запросу США в Израиле был задержан петербуржец Алексей Бурков. Как раз тогда американцы резко активизировали свою «охоту за русскими хакерами», а конкретно Буркова обвинили в целом наборе киберпреступлений: взломе платежных терминалов, хищении персональных данных, электронном мошенничестве и т. д. Совокупно, согласно американским законам, это может потянуть на 80 лет тюрьмы. В реальности, конечно, гораздо меньше, но акцент на «потолке» работает, как пугалка, и склоняет к сотрудничеству со следствием.

Виновен Бурков или нет, мы не знаем, но инстинктивно переживаем за «нашего», поскольку имеем исчерпывающие основания не доверять правоохранительной системе США и не признавать ее претензий на трансграничность.

Конечно, существенная часть американской «охоты на хакеров» – это действительно борьба с уголовкой. Ущерб экономики США от киберпреступлений оценивается в десятки миллиардов долларов ежегодно, а россияне, наряду с китайцами и индийцами, в нанесении такого ущерба особенно преуспели: спасибо отечественной школе программистов, которая подарила миру прекрасных, просто, к сожалению, не всегда законопослушных специалистов.

Но иногда за борьбу с преступностью американцы выдают шпионаж, охоту за секретными данными, взятие заложников с различными целями. Буркову инкриминируют действия, которые якобы сделали американцев беднее на 20 миллионов долларов, но любому «нужному человеку» будут что-нибудь инкриминировать для соблюдения видимости приличий (пусть даже в американской практике отлова россиян по всему миру приличия довольно условны).

О том, что с Бурковым все не так просто и что родина не оставляла попыток спасти его от экстрадиции в США, свидетельствует тот факт, что с момента его задержания в Израиле прошло четыре года. Глава минюста этой страны подписал соответствующий ордер на его выдачу только две недели назад. А еще за пять дней до этого местный Верховный суд запретил передавать Буркова американцам в течение как минимум двух месяцев. Чтобы понять почему, нужно перейти ко второму делу.

В апреле текущего года в транзитной зоне аэропорта Шереметьево при пересадке из Дели в Тель-Авив была задержана 25-летняя гражданка Израиля Наама Иссахар – служебная собака указала на ее багаж, где было обнаружено чуть менее 10 граммов гашиша. В октябре суд приговорил израильтянку к семи с половиной годам колонии общего режима за контрабанду наркотиков.

В данном случае мы имеем дело не с преступным умыслом, а с глупостью. В туристических районах Индии гашиш – популярный рекреационный наркотик, и полиция зачастую смотрит на него «сквозь пальцы». Реализовывать этот «гостинец с юга» в России пересаживающаяся с рейса на рейс Иссахар не смогла бы физически. Но контрабанда – серьезное обвинение, чуть более девяти граммов по меркам наших законов – это значительный объем, а то, что Иссахар об этой плитке могла просто забыть или «пожадничать да не выбросить», с юридической точки зрения ничего не меняет. Dura lex sed lex, как говорили древние.

В Израиле приговор соотечественнице вызвал резонанс. В переговоры с властями России об освобождении Иссахар вступили первые лица еврейского государства – президент Реувен Ривлин (через письмо с просьбой о помиловании на имя Владимира Путина) и премьер-министр Биньямин Нетаньяху (лично и очно). Произошло это благодаря стараниям матери Наамы – Яффы.

Материнской боли трудно не посочувствовать. И все же нельзя не отметить, что, защищая свою дочь, она наговорила немало глупостей: например, заподозрила российскую правоохранительную систему в антисемитизме, поскольку приговор был вынесен в день еврейского праздника. Она же подала прошение в Верховный суд Израиля с просьбой отсрочить выдачу Буркова, исходя из того, что Москва согласится на обмен.

Очевидно, согласилась бы. Но вскоре Яффа Иссахар отозвала свое прошение, выразив надежду на то, что ее дочь «не станет инструментом для российского хакера и стоящих за ним людей». «Я полностью доверяю президенту и премьер-министру Израиля, которые будут продолжать работать с российским президентом, добиваясь немедленного освобождения Наамы», – заявила она.

Этот тон («хакер», «стоящие за ним люди») выглядит абсолютно неуместным. Но, как мы уже могли убедиться, в семье Иссахар как-то заведено совершать откровенные глупости. А вот действия израильских властей, напротив, разумны – Яффу явно попросили не вмешиваться в большую политику, пообещав урегулировать вопрос «как-то иначе». Так, чтобы не ссориться с США. 

Америка для еврейского государства – основной партнер и защитник. Особенно Америка при Трампе, который пошел на беспрецедентный жест, признав израильской столицей Иерусалим. А главное, пожалуй, в том, что между двумя государствами существует договор о выдаче обвиняемых в преступлениях из третьих стран. То есть отказ в выдаче Буркова в США для Израиля означает нарушение юридических обязательств перед главным союзником.

Правда, с Россией у Израиля тоже сложились очень хорошие отношения, которые ни та, ни другая сторона не хотели бы портить. Примеров можно привести массу – тут и экономическое сотрудничество, и совместная борьба с фальсификацией истории периода Второй мировой войны, и подчеркнутый нейтралитет еврейского государства по вопросу конфликта на Украине (санкций против нас там так и не ввели, несмотря на уговоры Вашингтона).

В то же время очевидны наши расхождения по Сирии и Ирану, благо эти страны, являясь партнерами РФ, одновременно являются смертельными врагами Израиля. Но его руководство выбрало в этих условиях единственно верную стратегию: разговаривать, «сверять часы», пытаться искать компромиссы там, где это возможно. Как следствие, чаще Биньямина Нетаньяху в Москве бывает разве что Лукашенко, и обычно стороны расходятся, вполне довольные друг другом.   

Портить эти очень хорошие отношения из-за 10 граммов гашиша – иррационально. Держать в тюрьме Иссахар почти что как заложницу – негуманно, хотя и преувеличивать эту негуманность не стоит: в ряде государств Юго-Восточной Азии за подобное преступление девушке могла грозить смертная казнь при полном неприятии компромиссов.

Однако просто закрыть глаза на выдачу Буркова в США, вопреки протестам Кремля и Смоленской площади, и пойти Израилю навстречу по делу Иссахар прямо сейчас – это, мягко говоря, несолидно и некорректно.

О самой возможности обмена, связав дела Буркова и Иссахар в единую дилемму, упомянули не на российской, а на израильской стороне. Тем самым был создан информационный фон, который теперь нельзя игнорировать. Если Москва сейчас скажет да, она на глазах у всего мира заключит с Иерусалимом унизительную сделку типа «ты мне ничего, я тебе – всё». На такие сделки подписываться нельзя – законы политики не велят.

Конечно, ничто не отменяет такого хода, как широкий жест из гуманистических соображений, в конце концов, мы тут людьми не торгуем, а девушку попросту жаль – она нашей стране ничего плохого не сделала, сидит исключительно за глупость. Но за подобную глупость сидят и десятки тысяч молодых россиян: антинаркотическая статья 228 давно стала самой применяемой из УК (за что и прозвана «народной»), а наибольшее количество приговоров по ней выносится за хранение условно легких наркотиков в объемах, минимально превышающих допустимый. Для того же гашиша, например, это два грамма. Если хоть на крошку больше, административная ответственность переходит в уголовную.

Однако возможность пересмотра российской антинаркотической политики, как и борьба с фабрикацией дел в данной сфере, – отдельный и долгий разговор. Суть в том, что в тюрьмах прямо сейчас находятся наши соотечественники – тоже глупые, несчастные и никому не навредившие, но Нааме – помилование, а им – «сиди дальше». Это неочевидный приоритет, если смотреть на ситуацию изнутри РФ.

И что в таких условиях делать?

Представляется, что выход из ситуации должен предложить Израиль. Официально Москва никак не заявляла саму возможность обмена Буркова на Иссахар, хотя наверняка допускала ее. Если подобная сделка ввиду особых отношений с США является для Израиля неисполнимой, он волен предложить другую. Какую-то такую, чтобы всем стало понятно, почему Иссахар можно и нужно освободить, а тысячи россиян, совершивших точно такое же по степени опасности преступление, должны ждать своего часа.

Конечно, всегда можно заявить об «особом случае», а о реальном содержании сделки – далеко не всегда. Было бы странно, например, объявлять, что Иссахар отпустили после предоставления Израилем разведывательной информации – это как бы государственная тайна. Поэтому, если власти еврейского государства и Москва все-таки договорятся о неких шагах навстречу друг другу, как договаривались уже не раз и по более сложным вопросам, не факт, что мы о содержании этих договоренностей вообще узнаем.

Однако хочется надеяться, что вся эта дилемма не разрушит действительно конструктивные отношения двух государств и не заставит страдать осужденных за чистую глупость, но приоритеты при этом понимают обе стороны: нельзя «просто так» прощать чужих, оттягиваясь на своих по полной.

Текст: Игорь Полежаев

Вам может быть интересно

Кремль прокомментировал сообщения о выборах на Украине
Темы дня

Евросоюз испугался критической зависимости от США

Евросоюз неожиданно осознал, в какой сильной опасности оказался из-за зависимости от американских платежных систем. Брюссель уже давно мог бы создать собственных конкурентов Visa и Masterсard, действующих по всему миру, ведь евро – резервная валюта. Однако он не сделал это. Почему ЕС бездействовал и оказался так уязвим?

Почему Макрон захотел говорить с Россией

Москва и Париж возобновили контакты на техническом уровне. Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, эту же линию должны поддержать другие страны Европы. Тем не менее в экспертном сообществе сомневаются в искренности главы Пятой республики. Почему именно французский лидер активнее других высказывается о возобновлении диалога с Россией и стоит ли доверять ему?

Лавров назвал новые варианты соглашения по Украине «изнасилованием» версии США

Грузинский эксперт призвал Азербайджан и Армению не впадать в эйфорию в отношениях с США

Богомолов отказался от должности ректора МХАТ

Новости

Австрия пожаловалась на удушающие цены на энергоносители

Европейская промышленность сталкивается с серьезными трудностями из-за высоких цен на энергоносители, заявил канцлер Австрии Кристиан Штокер.

Госдума решила обязать мигрантов проходить медосмотр после въезда в Россию

В пакет законопроектов, который Госдума одобрила в первом чтении, включили норму об обязательном медицинском осмотре для мигрантов, сообщил председатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев.

Россия намерена обсудить с США сделки с нефтью Венесуэлы

Власти России намерены обсудить с США ситуацию, связанную с введённым запретом на участие в нефтяных сделках с Венесуэлой, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Telegram оштрафовали за отказ удалить запрещенный контент

Таганский райсуд Москвы постановил, что компания Telegram должна выплатить 3,8 млн рублей за отказ удалять запрещенную информацию.

Минпромторг анонсировал запуск бывших заводов Toyota и Volkswagen

Запуск производства на бывших заводах Toyota в Петербурге и Volkswagen в Нижегородской области намечен на 2026 год, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов, выступая в Госдуме.

Министр спорта Дегтярев назвал негодяем французского главу ИИХФ

Министр спорта России и президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев резко высказался в адрес главы Международной федерации хоккея (IIHF) Люка Тардифа, назвав его негодяем.

Главком ВС Норвегии заявил о риске «захвата земель» Россией

Руководство норвежских военных не исключает сценарий проведения Москвой наземной операции на севере Норвегии ради обеспечения безопасности стратегических объектов, заявил глава норвежских вооруженных сил Эйрик Кристофферсен.

Исполнитель покушения на генерала Алексеева Корба признал вину

Обвиняемый в попытке убийства генерал-лейтенанта Минобороны России Владимира Алексеева Любомир Корба в ходе следственных действий дал признательные показания, сообщил Следственный комитет России.

Politico сообщила о расколе в ЕС накануне важного саммита

На предстоящем саммите лидеров Евросоюза в Брюсселе вновь обострились споры по поводу оборонных проектов, экономических реформ и отношений с США, пишет газета Politico.

Кремль прокомментировал замедление Telegram

Роскомнадзор начал ограничивать работу Telegram в России из-за несоблюдения требований местного законодательства, несмотря на продолжающиеся контакты с представителями мессенджера, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЦБ предложил решение спора банков и маркетплейсов

Банк России предложил перейти к открытой модели участия банков в скидочных программах маркетплейсов, что должно обеспечить равные условия для всех финансовых организаций.

Политолог: Киев развязал себе руки для кражи украинских детей

Киевские власти, которые громогласно заявляли о «похищении русскими детей», сами создали себе условия для кражи несовершеннолетних, сказала газете ВЗГЛЯД политолог Лариса Шеслер. Ранее на Украине разрешили принудительную эвакуацию детей без согласия родителей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов