Снятие главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина с должности стало неожиданным даже для его коллег из РПЦ. По словам Чаплина, он и патриарх «достаточно серьезно разошлись в понимании того, какова должна быть роль церкви в государстве и обществе». Пользователи соцсетей и журналисты обсуждают последствия увольнения служителя для репутации церкви.
Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист: Представляя себе обычные нравы и порядки ведомства и представляя обычное соотношение надводной и подводной части айсберга, имею все основания предположить, что скандал был грандиозным.
Стоит снять человека с должности – он сразу переходит в оппозицию
Что конкретно было тому причиной, даже предполагать не берусь. Но вынося конфликт на «Дождь», о. Всеволод делает серьезную ошибку.
И насчет церковной власти.
Патриарху не принадлежит и не должна принадлежать единоличная власть. И он не может править церковью авторитарно. Он обязан делать это вместе с собором епископов. По сути, власть патриарха – это власть главы митрополичьего округа, распространенная на несколько округов и освященная авторитетом древнего города-кафедры.
Но, простите, при чем тут пресвитеры? Какое право имеет пресвитер критиковать патриарха за авторитаризм? Все синодальные клирики являются клириками московской епархии, то есть находятся под авторитарной, канонически авторитарной властью правящего архиерея. Пресвитер может критиковать неканоничные поступки в свой адрес, но никак не сам принцип единоначалия. Пресвитер может советовать, но никак не жаловаться широкой публике, что его не слушаются.
Безотносительно о. Всеволода, в современной РПЦ пресвитеры начали очень много о себе думать. В столице завелись поп-звезды, которые относятся к себе с большим пафосом, чем иные из архиереев. Это издержки мегаполиса, когда одна епархия имеет больше прихожан, чем иные патриархаты в древности. Но это совершенно безобразный перекос.
Архиерей не должен тиранить пресвитеров, обижать их, но избави Бог их думать, что они могут его поучать или качать права в том, что касается верховной церковной власти. Церковная власть – это власть собора епископов под председательством патриарха. И ни один самый знаменитый протоиерей и протопресвитер тут ни при чем, попросту не является субъектом спора. Источник
Петр АКОПОВ, колумнист газеты ВЗГЛЯД: Очень вредная и грустная история с отцом Всеволодом. Если увольнение филокатолика Чапнина было правильным шагом, то расставаться с Чаплиным нужно было по-другому. Не потому, что заслужил, но потому, что долго работал с патриархом, серьезных идеологических (в смысле взглядов на общество и государство) разногласий у них, насколько я понимаю, не было, и нужно было, если уж не могли дальше работать вместе, по-доброму расстаться.
Отец Всеволод работал на вредном направлении, одно постоянное общение с прессой, настроенной в массе своей если не прямо антиправославно, то антицерковно, чего стоит... Я ни в коей мере не осуждаю патриарха, и уж тем более не оправдываю поведение отца Всеволода после отставки – оно ужасно – просто очень жаль, что так все получилось.
Но больше всего мне не нравится даже не то, что сказанное Чаплиным будет использовано против церкви, а то, что уже пытаются поставить под сомнение отношение патриархии к идее симбиоза монархии и русского социализма, справедливого общества, которую не раз отстаивал отец Всеволод. Впрочем, патриарх высказывался, пусть и сдержанно, в том же духе, так что, дай Бог, никакого отступления не будет. Источник
Илья ЗАБЕЖИНСКИЙ, журналист: Есть люди, которые любят Чапнина. Они обычно не любят Чаплина. И есть люди, которые любят Чаплина. Они обычно Чапнина не любят.
Идем дальше. Вот сняли третьего дня Чапнина. Те, кто раньше любил Чапнина, любят его по-прежнему. А те, кто раньше любил Чаплина и не любил Чапнина, и дальше его не начали любить.
Прошло три дня, и сняли Чаплина. Что теперь выясняется? Оказывается, те, кто раньше любил Чапнина и не любил Чаплина, очень даже готовы Чаплина теперь полюбить. А вот те, кто раньше не любил Чапнина, но Чаплина любил, вдруг резко перестают и Чаплина любить.
Выходит вот что в двух словах. Те, кто раньше любил только Чапнина, теперь любят еще и Чаплина. А те, кто раньше любил только Чаплина, теперь не любят никого. Источник
Лев ПИРОГОВ, писатель: 1. Человек, которого выставили откуда-нибудь, должен хранить величественное молчание, а не кудахтать, как курица, которую пнули ногой под зад.
2. Особенно если он представитель церкви, рубит фишку круче патриарха и вообще последний праведник. Да о таком замечательном человеке я вообще не должен ничего слышать, а он уже затмил страданиями Медведицу. Источник
Алексей БАРАНОВ, журналист: Стоит снять человека с должности – он сразу начинает раздавать интервью «Дождям» и переходит в оппозицию. Проверено электроникой. Источник
Никита ГОЛОБОКОВ, эксперт Агентства стратегических коммуникаций: В истории с Чаплиным в самых больших дураках по факту оказались те, кто сперва принялся защищать отца Всеволода от либералов и атеистов в духе «угомонитесь, ханжи, в Макдональдсе чикенбургеры, в пост рыбу можно». Сейчас получилось, что все это было частью хитрой многоходовки по соскоку отца Всеволода с патриарха на аудиторию «Дождя». Источник
Александр ЖУЧКОВСКИЙ, ополченец: Чаплин уже на патриарха «катит бочку». На канал «Дождь» побежал ябедничать.
Понимаю, мужик расстроен, в телевизор теперь меньше пускать будут. «Кисо обиделось». Быстро патриарший опричник превратился в оппозиционера. Когда я его критиковал, просил выключить ему микрофон, православные меня ругали за антицерковность. А сейчас что скажете? Чаплин говорит: «никто не отнимет у меня мой голос и мою позицию».
Да никому теперь неинтересен твой голос. Тоже мне оппозиция. Вот Кураев – оппозиция, он умен и интересен, даже если в чем-то не прав. Чаплин же – ограниченный человек, недоразумение церковной политики последних лет. Хорошо, что это недоразумение исправлено. А с недостатками церковной системы мы справимся без чаплиных. Источник
Марк ШИШКИН, блогер: Реплика о том, что «Чаплин реально создавал проблемы МИДу», освежила в памяти недавно читанную историю про другого церковного политика (также склонного к эпатажу) с говорящим дипломатическим именем Сергий (Лавров).
«Терпение дипломатов переполнила телеграмма, отправленная епископом Сергием урмийскому вице-консулу В. Никитину в июле 1915 г.:
«Положение сирийцев-несториан критическое. Они окружены курдами. Если не будут заняты Джуламерг и Диза Гяварская для открытия выхода, христианам угрожает гибель. Неужели теперь будут брошены? Если сойдут в Урмию, будут полезны с оружием; это сирийские черногорцы. Урмийские дела плохи. Отход от Вана вызывает тревогу, близкую к панике. В случае эвакуации нужно обеспечить выход христиан взятием заложников мусульман».
Послание диктовалось искренней озабоченностью за судьбу тысяч людей, но начальник заграничной миссии недопустимо превышал свои полномочия». Источник
Владимир БЕРХИН, президент благотворительного фонда «Предание»: А вообще, кажется, отец Всеволод просто хочет, чтобы его любили. Источник