В 190 случаях инспекция запрещала судну возвращаться на воду до устранения нарушений, сообщили «Прайм» в ведомстве.
#{image=538990}«В ходе проверок было выявлено 390 нарушений. На сегодняшний день нельзя говорить о том, что какие-то суда не были введены в эксплуатацию. Все суда после устранения нарушений продолжили свою работу. Каждый хозяин тратил на подготовку судна к эксплуатации разное время: от нескольких часов до нескольких недель», - пояснила пресс-служба Ространснадзора.
Проверка, инициированная катастрофой с «Булгарией», отличалась своими масштабами - как пояснили в ведомстве, в «мирное время» надзор на водном транспортом существует постоянно, однако отличается выборностью. Как инспекторы ГИБДД останавливают не каждую машину на своем пути, так же происходит проверка морских судов. Вероятность нарушений в таком случае остается всегда.
По данным Ространснадзора, чаще всего, владельцы судов закрывают глаза на неисправность сопроводительных документов и дополнительный инструментарий. Так, большинство транспортных средств, уличенных ведомством в нарушениях, были неукомплектованы всеми спасательными средствами, либо их документы не совпадали с фактическим состоянием и оснащением судна.
Исправить такие недочеты несложно, уточняет ведомство. Однако, «Булгария», напомнила пресс-служба, отличилась грубым нарушением - в свой последний рейс она вышла без лицензии.
Штраф за перевозку пассажиров без лицензии в настоящее время составляет примерно 40-50 тыс. рублей. Бизнес, по мнению Ространснадзора, умышленно идет на нарушения, не оформляя лицензию, не проходя технический осмотр и «забывая» о дополнительном оснащении корабля. В свою очередь в зависимости от серьезности нарушений судовладелец может отделаться предупреждением, заплатить штраф или, в крайнем случае, понести уголовную ответственность.
Кроме того, инструкции, которая бы позволила определить «пенсию» для водного транспорта, сейчас нет, напомнила надзирающая структура. Решить, что срок службы судна подошел к концу, может только его владелец.
«При правильном уходе за судном, оно может прослужить 50-60 лет и не вызывать сомнений в своей профпригодности. Однако в случае неверного ухода корабль теряет в износостойкости и раньше времени заканчивает свою службу», - отметили в ведомстве.
В любом случае, решение об отправлении судна в утиль принимает его хозяин - проверяющая инстанция может только настоять на проведении ремонтных работ, которые окажутся невыгодными для бизнесмена и заставят его отказаться от эксплуатации корабля.
Напомним, 10 июля 2011 года двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля 2011 года во время грозы на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.
Из находившихся на борту 208 человек спасти удалось лишь 79, в том числе 10 из 40 детей и подростков. Найдены тела 122 погибших, одно до сих пор не опознано. Среди пострадавших и погибших жители Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Челябинской, Волгоградской областей, а также Белоруссии.
22 июля прошлого года были предъявлены обвинения генеральному директору компании ООО «АргоРечТур» – арендатору теплохода «Булгария» – 40-летней Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра 62-летнему Якову Ивашову. Им инкриминируется «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».
По версии следствия, ЧП случилось из-за совокупности факторов - шторма; плохого технического состояния судна; неумелых действий экипажа; десятков открытых иллюминаторов, через которые хлынула вода. Согласно заключению Ространснадзора, в частности, Александр Островский во время рейса «не обеспечил безопасность плавания». Так, по данным ведомства, в день происшествия капитан - «несмотря на действовавшее штормовое предупреждение», а также «не поставив в известность ближайшего диспетчера» - принял решение о выходе из Болгара. Иллюминаторы теплохода не задраили. Кроме этого, считают эксперты, капитан предпринял маневр - поворот, не учтя погодные условия, крен, который имелся у судна ранее, и «большую парусность судна». Образовался еще больший крен, через иллюминатор судно только за минуту набрало 50 тонн воды.
Отметим, что одна из обвиняемых - Светлана Инякина - хочет добиться привлечения к уголовной ответственности всех выживших членов команды «Булгарии»: ее адвокат Константин Габелев сообщил СМИ, что она уже передала следователям соответствующее заявление. «Мы будем добиваться снятия с нее всех обвинений, ведь ответственность за ситуацию на судне несут его капитан и экипаж», - отметил господин Габелев. О судьбе заявления обвиняемой в следственных органах пока не сообщают.
Кроме дела по основной статье расследуются дополнительные уголовные дела, возбужденные в отношении капитана судна «Арбат» Юрия Тучина и капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, которые проходили мимо тонущего судна и не оказали помощь пассажирам терпящего бедствие теплохода. Дела были возбуждены по ст. 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие), предусматривающей до двух лет лишения свободы.
26 декабря прошлого года Камско-Устьинский районный суд Татарстана приговорил капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина, обвинявшегося по той же статье, к штрафу в размере 130 тыс. рублей.
28 февраля 2012 года Московский районный суд Казани приговорил капитана буксира «Дунайский-66» Александра Егорова, прошедшего мимо терпящей крушение «Булгарии». Он был признан виновным в неоказании помощи пострадавшим пассажирам теплохода и должен заплатить штраф в размере 190 тыс. рублей.