Утром прошла очень интересная новость. Агентство Bloomberg пишет, что замедление китайской экономики бьет по мировым ценам на нефть, что в свою очередь погружает Россию все глубже в рецессию.
Двадцать первый век – это век Азии
Агентство отмечает, что за первую половину 2015 года товарооборот между Россией и Китаем снизился на 29% и составил 30,6 млрд долларов. В ходе визита Путина в Китай ключевым соглашением, которое будет подписано, станет меморандум о взаимопонимании по новому газопроводу между странами на Дальнем Востоке. По мнению агентства, Владимир Путин настаивает на союзе России и Китая против доминирования Евросоюза и США. Однако на деле Россия и Китай не так близки, как это фигурирует в официальной риторике.
На самом деле Запад, как всегда, выдает желаемое за действительное, уделяя слишком много внимания текущим деталям. Рентабельность российского газового экспорта в Китай действительно сильно зависит от цен на нефть, к которым привязаны цены газовых поставок.
Более чем двукратное падение цен на нефть, естественно, также негативно сказалось на всей российской макроэкономике, в первую очередь на доходах бюджета. Хотя даже наиболее пессимистичная цифра ожидаемого падения российского ВВП в 2015 году составляет только 5%. Это много, но не смертельно. Нефтяной сектор России при нынешних ценах на нефть, кстати, чувствует себя очень неплохо. Добыча нефти с газовым конденсатом в России в январе – августе 2015 года составила 354,5 млн тонн, что на 1,4% выше аналогичного показателя за 2014 год. При этом экспорт российского сырья в страны дальнего зарубежья за восемь месяцев вырос на 9% и достиг 145,6 млн тонн. Причина проста. Девальвация поддерживает экспортеров, в том числе нефтегазовые холдинги.
За частностями Запад пытается скрыть главное. И это главное ему очень-очень не нравится. Новая политика Владимира Путина в отношении Китая и вообще Азии – это стратегический экономический и политический выбор новой буржуазной России.
Двадцать первый век – это век Азии. В пользу этого говорят высокие темпы роста экономики и, конечно, демография. Основные рынки товаров, услуг и капитала будут именно там. Соответственно, завязать российский экспорт на Азию – это стратегический выбор, который должен обеспечить экономическое процветание России и других стран Евразийского экономического союза, прежде всего Казахстана, в двадцать первом веке. Европа, разумеется, останется важным торговым партнером. Однако она не сможет обеспечить рост спроса на российские товары, сопоставимый с азиатским.
На протяжении столетий отношение Запада к России вряд ли можно было назвать дружеским. Постоянные войны с Польшей и Литвой, объединенная Европа в 1812-м и 1941-м, Крымская война… Примеров много. Нынешний украинский кризис, который в очередной раз продемонстрировал единую антироссийскую позицию Запада и принципиальное нежелание признавать за Россией ее законные интересы. Немцам в ФРГ и ГДР можно и нужно было объединиться, русским в Крыму с остальной Россией – нет. В Азии предубеждений против русских или тем более русофобии нет. Азия и незападный мир для России более удобный партнер, чем Европа и США.
Даже умеренные современные западные политики предполагают интеграцию России в западный мир. По их замыслам, Россия должна постепенно раствориться в западной цивилизации, став большой Польшей, крупным рынком сбыта и поставщиком сырьевых ресурсов.
Азиатский выбор Путина – это не только не зависящие от Запада доходы и, соответственно, отсутствие рычагов давления. Это прежде всего российский суверенитет и будущая экономическая и политическая интеграция части постсоветских республик на новых принципах двадцать первого века.
Возрождение Империи – самый страшный сон Запада и особенно США.
Россия сейчас активно наращивает оружейный экспорт, в том числе и в страны Азии. А это подразумевает и более тесное военно-политическое сотрудничество между торговыми партерами. Деньги сближают и умеют уговаривать.