Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияСМИ: Минпромторг пересмотрел перспективы российского авиапрома
СМИ: Минпромторг пересмотрел перспективы российского авиапро
Минпромторг разработал новый вариант госпрограммы развития отечественного авиапрома, по которому плановая доля России к 2025 году на мировом рынке гражданских самолетов снижена с 10% до 3%, вертолетов – с 27% до 14%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.
Минпромторг опубликовал новый вариант проекта госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» на 2013–2025 годы. Новый документ принципиально отличается по ключевому целевому показателю – доле России на мировом рынке авиастроения к 2025 году.
#{image=583903}Авторы документа предполагают, что к 2025 году объем мирового рынка авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, до 595 млрд долларов. Около 75% суммы придется на гражданское авиастроение, а доля российских производителей в денежном выражении к 2025 году составит 4,7% в гражданском и 9,7% в военном сегменте.
Объем мирового рынка самолетостроения к 2025 году вырастет в 2,3 раза, до 366 млрд долларов. Около 80% суммы придется на гражданские воздушные суда. Объем мирового рынка вертолетостроения должен составить 43 млрд долларов (в 2,1 раза больше, чем в 2011 году). Из них на гражданские вертолеты придется около 41%.
Доля российских самолетов на мировом рынке к 2025 году составит 3,1% в гражданском и 8,2% в военном сегменте. При этом по итогам 2010 года доля России на мировом рынке гражданского самолетостроения была всего лишь 0,11%. Доля России на рынке вертолетов к 2025 году должна составить 13,9% в гражданском и 15% в военном сегменте (против 6% и 12% в 2010 году соответственно).
В прежнем варианте программы ставилась задача увеличить долю России на рынке гражданских самолетов до 10%, а по гражданским вертолетам – до 27%. Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что новые цели выглядят «более или менее реалистично», но и за них еще «предстоит побороться». Об исходных планах эксперт говорит лишь то, что «чудес не бывает».
Источник в авиапроме сказал, что по заказу Минпромторга программу разрабатывали привлеченные консультанты, которые почти не советовались с крупнейшими игроками рынка в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Ростехнологий (туда входит холдинг «Вертолеты России»). Собеседник издания полагает, что существенное снижение целевых показателей «связано с уменьшением финансирования, которое может быть предоставлено российскому авиапрому, что, вполне вероятно, сделает его менее конкурентоспособным по сравнению с ближайшими конкурентами, в частности Китаем».
«Десятая доля мирового рынка вывела бы Россию на третье место, а так будет пятое–шестое», – отмечает собеседник газеты. Телефоны представителей Минпромторга в выходные не отвечали.
Сравнение вариантов, впрочем, не дает полного понимания того, насколько будет сокращено финансирование производства гражданских самолетов и вертолетов, так как разбивок по сегментам до сих пор не приводилось. Прежний вариант оговаривал общий объем финансирования госпрограммы в размере 2,7 трлн рублей, из которых 1,7 трлн – из бюджета. В новом предусматривается 2,1 трлн рублей, из которых около 1,5 трлн – бюджетные средства. Общий объем снижен на 600 млрд рублей, из бюджета – на 200 млрд рублей. Частично уменьшение финансирования можно объяснить сокращением срока программы на год (2012-й).
По ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» в 2012 году предусмотрено финансирование в объеме 46,8 млрд рублей, в том числе из бюджета – 33,2 млрд рублей. Но неизвестно, сколько выделяется на военный авиапром в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года».
Госпрограмма разбита на три этапа: 2013–2015 годы, 2016–2020 годы и 2021–2025 годы. Разработчики документа предполагают, что уже на первом этапе «будут вестись переговоры по созданию альянса с одной из авиастроительных держав». О необходимости такого альянса 23 августа на Международном авиатранспортном форуме в Ульяновске говорил глава ОАК Михаил Погосян, отмечая, что «первоочередным партнером по будущему альянсу могла бы стать Индия, что обеспечит доступ к обширному индийскому рынку». По его словам, в альянс также могли бы войти Китай, Италия, Украина, Индонезия и ЮАР. В предыдущем варианте проекта госпрограммы «формирование стратегического международного альянса» с участием Индии, Украины и Италии относилось к задачам второго этапа.
Кроме того, в качестве новой инициативы в проекте госпрограммы называется разработка «Самолета-2030» наряду с уже озвученной ранее идеей «Самолета-2020». В качестве «Самолета-2020» рассматриваются сверхзвуковой самолет, дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер, широкофюзеляжный самолет ограниченной дальности, тяжелый транспортный самолет и БПЛА тяжелого класса. В предыдущем варианте проект «Самолета-2020» описывался более объемно, предполагалось, что его реализация начнется уже в этом году, пишет «Коммерсантъ».
Ранее стало известно, что Минпромторг принял решение о разработке в России нового типа беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые должны стать модульными.