Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевСМИ: Названа возможная причина отключения разгонного блока «Бриз-М»
СМИ: Названа возможная причина отключения «Бриз-М»
Межведомственная комиссия по выяснению причин аварии при запуске спутников «Экспресс-МД2» и «Телком-3», изучив телеметрическую информацию с борта разгонного блока «Бриз-М», предположила, что проблема кроется в механическом повреждении магистрального кабеля подачи топлива.
Как пишет в четверг газета «Коммерсантъ», в среду утром специалистам Федерального космического агентства (Роскосмос) удалось получить полный объем телеметрической информации с борта «Бриза-М», который накануне, стал причиной нештатного запуска ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3».
Удалось установить, что после второго включения двигательной установки резко упало давление в топливном баке
По словам источника издания в межведомственной комиссии, ситуация осложнялась тем, что «разгонник» в космическом пространстве вращался и сигнал можно было получить, только когда антенна была сориентирована на Землю,- поэтому процесс занял практически всю ночь.
«Комиссия, возглавляемая первым заместителем генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» Олега Скоробогатова, была собрана в ГКНПЦ им. Хруничева. Сама работа велась шестью рабочими группами по основным направлениям деятельности: организационной, телеметрической, по расследованию причин инцидента (еще четыре группы)», - пишет «Коммерсант».
По результатам полученной телеметрии специалисты установили, что спустя семь секунд после второго включения прошла команда на автоматическое отключение двигательной установки. Источники издания уверены, что проблема кроется именно в ее работе, поскольку анализ телеметрии практически исключил вариант со сбоем в системе управления.
«Удалось установить, что после второго включения двигательной установки резко упало давление в топливном баке. Это привело к тому, что номинальная тяга не была достигнута,- говорит источник «Коммерсанта» в комиссии.- В связи с этим электроника автоматически выдала команду на отключение двигателя». Именно поэтому, по его словам, третьего включения установки так и не последовало.
- Минкомсвязи пояснило последствия потери спутника «Экспресс-МД2»
- Источник: К аварии «Бриз-М» мог привести засор топливной системы
- Источник: У России нет возможности создать ракету для полетов к Луне
- Комиссия назвала версию аварии ракеты «Протон-М»
- Неудача России в космосе может повлечь жесткие решения
Падение давления могло быть вызвано несколькими факторами. По словам собеседников газеты, это либо наличие посторонних предметов в топливном баке, которые могли стать причиной засора магистрального кабеля, либо его механическое повреждение.
«Этот вариант (механическое повреждение) выглядит более реальным. К тому же несколько недель назад кабель пришлось заново прокладывать из-за возникших неполадок. Поэтому старт пришлось перенести на две недели,- говорит источник «Коммерсанта» в Роскосмосе.- Там большое количество резиновых прокладок, которые могли сорваться. Для такого типа изделия даже малейший сгиб может стать фатальным».
По его словам, вариант с засором окончательно исключать нельзя, хотя «выглядит он крайне маловероятно». Напомним, что именно засор стал причиной нештатной работы двигательной установки (РД-0110) третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У», повлекшей аварию космического грузовика «Прогресс М12-М».
Вместе с тем, по информации «Коммерсанта», до конца следующей недели Роскосмос может снять запрет на полеты ракет-носителей «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Это будет сделано для того, чтобы не сорвать график пусков на ближайшие месяцы: так, 23 августа на орбиту должен быть запущен космический аппарат Intelsat-23, 8 сентября планируется запуск спутников «Луч-5Б» и «Ямал-300К», 25 сентября намечен запуск аппарата EchoStar-16, на 13 октября - Satmex-8, а на 22 ноября - Anik-G1.
#{interviewsociety}Однако вместе с тем, по словам источника издания в Роскосмосе, будут введены дополнительные меры по проверке «разгонников», находящихся уже на космодроме.
Кроме того, как добавил собеседник «Коммерсанта», сейчас руководством Роскосмоса прорабатывается вопрос о принципиальном изменении системы проверки ракет-носителей всех типов. В частности, планируется ввести дополнительные испытания представителями Роскосмоса уже на этапе начала сборки, ее окончания, а также уже непосредственно после вывоза ракет-носителей на стартовый комплекс. На сегодняшний день проверка происходит только в последнем случае и основывается на заключении государственной комиссии.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в ночь на вторник ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» не смогла вывести на орбиту спутники связи »Экспресс-МД2» и «Телком-3». По предварительным данным, сбой произошел в работе разгонного блока.
Позднее источник в космической отрасли сообщил, что запуски ракет-носителей типа «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М» приостановят до выяснения причин нештатной ситуации. А руководство Космического центра им. Хруничева из-за произошедшей в ночь на вторник аварии может быть уволено.
Специалисты рассматривают несколько причин аварии с космическими аппаратами «Экспресс-МД2» и «Телком-3», основными версиями случившегося являются нештатная работа системы управления и поломка в двигателе разгонного блока «Бриз-М».
Неисправности ракетно-космической техники Космического центра им. Хруничева были причиной двух из пяти прошлогодних аварий. В феврале 2011 года при выведении на орбиту геодезического аппарата военного назначения «Гео-ИК-2» ракета-носитель «Рокот» отработала штатно, но на участке работы разгонного блока «Бриз-КМ» разработки и производства Космического центра имени Хруничева произошла нештатная ситуация, в результате которой спутник «Гео-ИК-2» был выведен на нерасчетную орбиту. В июне того же года было неофициально объявлено о полной потере аппарата.
18 августа 2011 года ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Экспресс-АМ4» стартовала с космодрома Байконур. Ракета-носитель, как и во время предыдущих неудачных пусков, отработала штатно. На участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя прекратилась передача на Землю телеметрической информации. В расчетное время аппарат не вышел на связь.
В июне 2012 года запуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным космическим аппаратом Sirius-5 был запланирован на 22.23 мск 19 июня, однако накануне источник на космодроме Байконур информировал, что подготовка к старту прервана.
Из-за технических проблем ракета была снята со старта. В Космическом центре им. Хруничева тогда заявили, что ракету могут запустить позже с другими космическими аппаратами. Позднее появилась информация о том, что из-за проблем с ракетой-носителем «Протон-М» со спутником Sirius-5 на Россию могут быть наложены штрафные санкции, которые вправе предъявить иностранные заказчики.
Глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин ранее неоднократно заявлял о готовности предпринять жесткие меры в связи с неудачными пусками.