«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода проиграла «безопасности», а безопасность трансформировалась в контроль и принуждение.
0 комментариев«И я уступил власть новому президенту»
Абдель Рахман аль-Дагаб: И я уступил власть новому президенту
«Многие из «Братьев-мусульман» – мудрые политики. Многие из тех, кто управляет сейчас Суданом, в том числе президент Омар Башир, вышли из этого движения», – заявил газете ВЗГЛЯД экс-президент Судана Абдель Рахман Свар аль-Дагаб. По его мнению, позиции правительства Башира остаются прочными, несмотря на санкции США и даже на недавний распад страны.
Судан внезапно оказался в фокусе внимания мировой печати в воскресенье после того, как его президенту Омару Баширу южно-африканский суд запретил покидать ЮАР. Ареста президента, который приезжал в Йоханнесбург на саммит Африканского союза, уже шесть лет добивается Международный уголовный суд.
Усама бен Ладен приехал к нам как бизнесмен и выразил желание инвестировать в страну, а также заняться благотворительностью
Вечером того же дня министерство информации Судана сообщило агентству Bloomberg, что Башир все же покинул ЮАР. Однако позднее, как писала газета ВЗГЛЯД, появились данные о том, что журналисты видели президента Судана на саммите и после сообщения о его вылете в Хартум. Генсек ООН Пан Ги Мун в понедельник утром потребовал от властей ЮАР выполнять вердикты международного суда и задержать Башира.
О том, насколько прочны сегодня позиции Омара Башира в самом Судане, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал его предшественник на посту президента, лидер международной организации «Исламский призыв» со штаб-квартирой в Хартуме 81-летний Абдель Рахман Свар аль-Дагаб. Интервью было записано до того, как разгорелся скандал в ЮАР. В минувшие выходные Абдель Рахман Свар аль-Дагаб участвовал в Москве в заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которое проходило под председательством лидера Татарстана Рустама Минниханова и с участием главы МИД России Сергея Лаврова.
ВЗГЛЯД: Господин бывший президент, на прошлой неделе президент Омар Башир поменял сразу нескольких министров, в том числе и министра нефти. Эта чистка не предвещает перемен в его политике?
Абдель Рахман Свар аль-Дагаб в 80-е годы (фото: egyptwindow.net) |
Абдель Рахман аль-Дагаб: Конечно, нет. Министр нефти, например, занимал свой пост уже десять лет. Остальные тоже занимали свои посты достаточно долго. Просто пришло время обновить кабинет, пригласить новых людей.
ВЗГЛЯД: За счет чего выживает Судан после того, как четыре года назад от вас отделился Южный Судан, а с ним и основные нефтяные месторождения? Многие эксперты тогда предрекали, что страна разорится и правительство аль-Башира падет. Тем более что страна находится под санкциями США.
А.Д.: Мы прошли сложные времена. Президент Башир в начале июня, после своего переизбрания, выступил с посланием к нации. Он сказал, что с Божьей помощью мы будем активно развивать теперь и золотодобычу, разрабатывать и другие месторождения, например, минералов. Мы раньше слишком сильно зависели от нефти. Сейчас время изменить такую зависимость. Так что теперь золото начинает вытеснять нефть. Сложные времена, надеюсь, уже позади.
ВЗГЛЯД: Ваш предшественник, президент Судана Джафар Нимейри поначалу ориентировался на СССР и даже ввел в правительство коммунистов, но затем он поссорился с ними и позднее, напротив, ввел в свое окружение лидеров движения «Братья-мусульмане*». Как пишут, это было связано с возросшей ролью ислама в мире, в том числе и с лозунгами победившей в Иране «исламской революции». Однако в марте 1985 года он уволил лидера «Братьев-мусульман», а через месяц отправился с визитом в США. В многочисленных исторических справках в Сети сказано, что пока Нимейри был за океаном, «в результате бескровного переворота» вы его свергли и сами стали президентом...
- Источник сообщил об отъезде президента Судана из ЮАР вопреки решению суда
- Президенту Судана запретили покидать ЮАР по требованию Гаагского суда
- Повстанцы в Судане захватили российский вертолет
- РЖД предлагают реализовать масштабный проект в Африке
- США признали "серьезный кризис" в Судане
- На карте мира появилось новое государство
А.Д.: Да, я был у Нимейри, по сути, заместителем и при этом министром обороны. Он улетел в Америку по приглашению президента США. Но в этот момент произошло народное восстание, все население вышло на улицу с протестами, требуя его ухода. Я тогда много консультировался со всеми коллегами, мы убедились, что Нимейри потерял какую-либо поддержку народа.
Вместо того чтобы стрелять в толпы безоружных людей, я решил прекратить восстание мирным способом – то есть объявить о низложении Нимейри. Я сам на время занял пост президента. Но через год прошли выборы, народ проголосовал, и я уступил власть новоизбранному президенту.
ВЗГЛЯД: То есть дело было не в спорах вокруг исламизации? Как вы относитесь к «Братьям-мусульманам» теперь?
А.Д.: На самом деле, у этого движения есть собственная четкая политика. Многие из них – мудрые государственные деятели. Многие из тех, кто управляет сейчас Суданом, вышли из «Братьев-мусульман». Даже наш президент Омар Башир тоже вышел из этого движения.
ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к тому, что ставленник «Братьев-мусульман» в соседнем Египте Мохаммед Мурси был свергнут военными и теперь ожидает смертного приговора?
А.Д.: Это внутреннее дело Египта, никто не должен вмешиваться. Хотя мы понимаем, тот, кто правит в Египте, должен относиться ко всем гражданам одинаковым образом. По телевидению, в печати постоянно рассказывают о том, как власти Египта преследуют «Братьев-мусульман», которые вынуждены перейти на нелегальное положение.
Однако в целом у нас отношения с Египтом сейчас нормальные. В марте, например, наконец завершился спор вокруг строительства ГЭС «Великая дамба», которую Эфиопия хочет построить в верховьях правого притока Нила, недалеко от нашей границы. Против этого долго выступал Египет. Но сейчас опасности нет, все страны пришли к соглашению, количество воды для каждой из стран зарезервировано. А церемония подписания соглашения всех трех стран состоялась у нас, в Хартуме, в том числе приезжал и президент Египта господин Ас-Сиси.
ВЗГЛЯД: В начале 90-х, еще до всех громких терактов против США, в Судане жил Усама бен Ладен. Он даже женился на племяннице одного из лидеров суданских «Братьев-мусульман». Будь он жив и попроси он снова убежище, его бы приютили?
А.Д.: Нет. Усама бен Ладен приехал к нам как бизнесмен и выразил желание инвестировать в страну, а также заняться благотворительностью. Мы его и принимали как инвестора, он готовился вложить многие миллионы долларов. Но затем американцы обратились к нам с просьбой не предоставлять ему убежище, и тогда бен Ладен покинул страну.
ВЗГЛЯД: Как в Судане воспринимают войну в Йемене? Вы не считаете, что это часть общего противоборства суннитов и шиитов, за которыми стоит Иран?
А.Д.: Нет, это более сложная проблема. Там действуют мятежники не только из числа шиитов (хуситов), но и тех, кто называет себя суннитами. Они, по сути, действуют заодно, пытаясь свергнуть законно избранного президента.
ВЗГЛЯД: После революции в Иране, в те времена, когда вы были у власти, не обсуждалась ли в вашем кругу идея тоже ввести теократию, как и там?
А.Д.: Нет, мы не согласны с такой формой правления. Теократия была возможна только при первых четырех праведных халифах. Мы также не позволяем практиковать шиитский культ в Судане, запрещаем гостям из Ирана проповедовать у нас шиизм. Например, два года назад власти выслали из Судана двух иранских проповедников.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ