Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

0 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

23 комментария
Владимир Можегов Владимир Можегов Черчилль – один из главных злодеев ХХ века

30 ноября исполнилось бы 150 лет Уинстону Черчиллю, одному из самых известных британцев в истории. Политик, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, дважды премьер-министр – казалось бы, обаятельнейший человек. Но на самом деле мало кто сможет сравниться с ним в кровожадности.

25 комментариев
22 августа 2012, 17:55 • Общество

По конфессиональному признаку

Православные дружины выходят патрулировать улицы Москвы

По конфессиональному признаку
@ с личной страницы vk.com Ивана Отраковского

Tекст: Елена Фомина, Роман Крецул

«При обнаружении лиц, совершающих кощунственные действия в отношении православных святынь, мы оставляем за собой право принимать соответствующие меры». С таким обоснованием было объявлено о появлении в Москве православных дружин. Эксперты крайне противоречиво оценивают законность и смысл подобных действий.

Уполномоченный по правам человека выступил против «православных дружин». А вы бы хотели, чтобы сформированные по религиозному признаку дружины следили за вашим поведением?



Результаты
216 комментариев

В Москве и Московской области начинают действовать добровольные православные дружины, в задачу которых входит противодействие кощунству.

«При обнаружении лиц, совершающих кощунственные действия в отношении православных святынь, оскорбляющих православную веру, проявляющих агрессию к священникам, мы оставляем за собой право принимать соответствующие меры», – заявил «Интерфаксу» глава православного движения «Святая Русь» Иван Отраковский, который организовал дружины.

«Мы не призываем к физической расправе, мы призываем к справедливому наказанию! Мы не призываем к наступлению, мы призываем к защите!» – сказал он.

Лидер движения заявил, что дружинники будут действовать строго в рамках закона и координировать свои действия с полицейскими.

Отраковский отметил, что члены его организации больше не могут смотреть «на вопиющее беззаконие, творящееся на родной земле и происходящее при бездействии и попустительстве властей».

«Мы помним, что мы православные люди, это наша земля, мы на ней хозяева, мы за нее в ответе. Наши православные предки построили это великое государство, собрав его из осколков разрозненных племен. И мы не можем спокойно взирать, как попирается наша родная вера под трусливое молчание, а то и одобрение предателей, отрекшихся от Христа», – заявил он, призвав всех православных людей организовываться в дружины, «ввести по всей России посменное патрулирование возле наших родных святынь».

«Выходите с отцами, матерями, детьми, братьями и сестрами. В каждом районе есть свой храм, своя святыня. Защитите их, не отдайте на поругание! Каждый ответит перед Богом, что он сделал и что не сделал – встал ли за правду Христову или отсиделся дома», – сказал Отраковский.

В то же время источник агентства в МВД сообщил, что вопрос о возможности совместного патрулирования полиции и православных дружинников не прорабатывался. «Говорить о какой-либо совместной работе преждевременно», – подчеркнул источник.

В столичной мэрии инициативу православного движения принять не спешат. «Я считаю, что это неправильный подход. Это, наоборот, раскалывает общество, у нас многоконфессиональное государство», – сказал в среду глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров.

«Это, видимо, какая-то частная инициатива», – отметил он.

По его словам, деятельность народных дружин регламентирует специальный закон города Москвы.

«Если говорит о дружинах, которые будут иметь конфессиональную или национальную направленность, то мое мнение, что это непродуктивный путь развития данного рода деятельности»,  сообщил чиновник.

«У нас в Москве уже сложилась нормальная практика работы дружин, которая реализуется по территориальному принципу. Это эффективно, и дальше развитие будет идти в этом направлении»,  сказал Майоров.

Газета ВЗГЛЯД попросила экспертов и общественных деятелей поделиться своим мнением по поводу необходимости создания православных дружин.

Комментарии экспертов

Анатолий Кучерена, член Общественной Палаты РФ, адвокат
Анатолий Кучерена, член Общественной Палаты РФ, адвокат
Должен сказать, что сейчас много всяких разговоров и предложений на эту тему. Но давайте будем благоразумны: когда мы говорим о культурных памятниках и святынях, мы должны понимать, что надо не дружины создавать, а иметь культуру восприятия и поведения. Потому что если каждая конфессия будет создавать свое войско, чтобы защищать что-то от кого-то, получится полный абсурд. Я не являюсь сторонником этой идеи и считаю, что необходимо больше уделять внимания воспитанию уважительного отношения к нашей истории, к нашим предкам и к той истории, которую мы имеем сегодня, в школах, в институтах, в семье. Я думаю, что это и есть главное. Но идти по пути создания определенных структур, которые, по мнению автора, могут защитить кого-то от нападок, – значит идти по ложному пути. Конечно, проблемы, которые существуют, нужно обсуждать на экспертном уровне. Но подменять действия правоохранительных органов с помощью дружин – неразумно. Что касается взаимодействия с ними – есть форма института гражданского общества, общественного движения, в рамках которого можно конструктивно взаимодействовать с правоохранительными органами. Слово «дружина» как раз предполагает некую группу людей, которые будут стоять на страже соблюдения тех или иных правил поведения.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
Ничего антиконституционного в институте народных дружин нет – в том случае, если они не оспаривают у государства прерогативу легитимного насилия. В данном случае их задачи являются защитными, полномочия их заканчиваются там, где начинаются полномочия полиции в том, чтобы обеспечить оперативное реагирование сил правопорядка. И в советское время, и в постсоветское накоплен достаточный опыт взаимодействия гражданских дружин с официальными силовыми структурами, поэтому в создании православных дружин нет особенного прецедента. То, что Россия – многонациональное государство, не мешает татарам создавать всемирный конгресс татар, башкирам – всемирный конгресс башкир, не мешает создавать другие организации по конфессиональному признаку в том случае, если их деятельность не противоречит закону. Если бы государство делегировало исключительные силовые полномочия такой организации, безусловно, это потребовало бы дополнительного правового вмешательства или поправок в Конституцию. Но речь идет об организации гражданского общества, которое может создаваться в том числе и по конфессиональному принципу. Однако никаких сил православной дружины не хватит на охрану всех объектов. Анонимные диверсии заблокировать невозможно. Разумеется, дружина – не панацея. При этом такие организации должны развиваться в том числе при поддержке регионов и при поддержке государства.

Елена Лукьянова, российский юрист, политический деятель, член Общественной Палаты РФ
Елена Лукьянова, российский юрист, политический деятель, член Общественной Палаты РФ
Как только эти дружины соберутся и выйдут, их привлекут к ответственности за несанкционированное коллективное мероприятие. А что с ними еще делать? Мне не нужно такого правопорядка. Я бы с радостью согласилась, чтобы меня все-таки нормально охраняло государство, без православных дружин. То, что у них кощунственно, для меня вовсе может таковым не оказаться. Церковь у нас отделена от государства. Так написано в Конституции. На своей территории в своих храмах будьте добры, а порядок охранять не надо, государство у нас светское. В храмах у себя пусть что хотят делают, главное, чтобы это не наносило ущерба здоровью и психике граждан, а если это будет наносить, то нужно будет очень серьезно посмотреть на их деятельность.

Александр Брод, Член СПЧ
Александр Брод, Член СПЧ
Я не сторонник подобных инициатив. Они возникают в последние годы достаточно часто, звучат и от радикальных националистических организаций, и от РПЦ. Я считаю, что есть специальные государственные ведомства, есть МВД, есть Министерство культуры с соответствующими подразделениями в регионах, которые должны заниматься своими прямыми профессиональными обязанностями. А формирование организаций по национальному или конфессиональному признаку – дублирование деятельности государственной власти. Аспект такого жесткого деления по национальному или религиозному признаку вызывает вопросы у других конфессий, других национальных групп, и возникают определенные иски, связанные со злоупотреблениями, правовой оценкой, создающие дополнительную напряженность. Единственный выход – более профессионально, объективно работать органам государственной власти. Безусловно, взаимодействие гражданских организаций с правоохранительными органами должно быть – в плане экспертных оценок и обсуждения проблем, совместных публичных мероприятий. Но ответственность за функции по охране объектов, по оценке нарушений, по влиянию на нарушителей часто может приводить к произволу.

Александр Соколов, Председатель Ассоциации общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений России», член Общественной палаты РФ
Александр Соколов, Председатель Ассоциации общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений России», член Общественной палаты РФ
В ответ на отряды православных дружин будут созданы исламские и еврейские дружины. И когда-нибудь они могут встретиться. У нас уже есть боевые отряды фанатов «Спартака» и «Зенита». Как говорится, если ружье висит на стене, то рано или поздно оно выстрелит. Я против различных силовых формирований, особенно если они созданы по религиозному или этническому признакам. Внутри любого храма есть свои правила, из среды прихожан можно формировать некие органы внутреннего порядка в соответствии с канонами той или иной религии: ходят бабушки, собирают свечки, следят, чтобы обувь оставляли в положенном месте, когда входят в мечеть, в православии – следят, чтобы женщины приходили с покрытой головой. Есть же церковные старосты, в чей функционал это входит. Я боюсь, что это будут боевые дружины. Ткачев сказал о казацких дружинах, а представьте, что начнут создаваться дружины абреков в Карачаево-Черкесии. Абрекские патрули на Эльбрусе. Это одно и то же, только что-то кажется диким, а что-то понятным. Однако всегда нужно принимать во внимание многонациональность и мультирелигиозность нашей страны.

,
Я с большой настороженностью отношусь к появлению православных дружин, так как в России более чем достаточно любых форм правоохранительных органов, будь то МВД, ГИБДД, ФСБ и так далее. Поэтому создание дополнительного охранного отряда может добавить в непростые межнациональные и межконфессиональные отношения остроту. Существование инструментария в виде некой дубинки, даже если он носит, как кажется устроителям, позитивный характер, может привести к негативным последствиям. Тем более что в последнее время мы видим активность православных людей, а также активность называемых либералов по отношению к христианству. С одной стороны, защита нужна, но с другой – каждый должен заниматься своим делом. Если есть проблема, значит, необходимо, чтобы охрану усилили сотрудники МВД или других государственных органов. Если решать проблемы самостоятельно, мы можем получить мусульманские дружины на Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, других республиках, что может привести к явной эскалации отношений.

Протоиерей Димитрий Смирнов, глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
Протоиерей Димитрий Смирнов, глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
Если мне кто-то на глобусе покажет немногоконфессиональную страну, я тому готов выписать денежную премию. Это не аргумент. У нас ведь полицейский, например, может быть и мусульманином, и даже баптистом - кем угодно. И что здесь незаконного? Если это будет в рамках закона, это замечательно. Но непонятно, сколько у них «штыков», потому что только в Москве действующих храмов около четырехсот, а всякие хулиганские выходки осуществляются в том числе и ночью.
..............