Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
15 февраля 2021, 21:15 • Вопрос дня

Как устроена социальная сеть Clubhouse и что там можно найти?

Как устроена социальная сеть Clubhouse и что там можно найти?
@ Roman Moebius/Imago/Global Look Press

Tекст: Михаил Мошкин,
Андрей Самохин

Американский миллиардер и инженер Илон Маск в воскресенье на двух языках обратился к официальному твиттер-аккаунту Владимира Путина. Он пригласил российского лидера для разговора в набирающую популярность социальную сеть Clubhouse («Клабхаус»). Маск известен как основатель и гендиректор компании –производителя космической техники SpaceX и как сооснователь фирмы по производству электромобилей Tesla. «Вы бы хотели присоединиться ко мне для проведения разговора в Clubhouse?» – написал Маск в Twitter, отметив в сообщении англоязычный аккаунт президента. «Было бы большой честью поговорить с вами», – добавил Маск уже на русском.

Предложение интересное, но сначала нужно разобраться, заметил по этому поводу в понедельник пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. Он напомнил, что глава российского государства сам не ведет соцсети.

Маск не единственная медиаперсона, которая проявляет активность в этой сети. Многие российские знаменитости тоже проявили к ней интерес и даже пропагандируют ее. Что же представляет собой социальная сеть «Клабхаус» и почему она внезапно стала столь популярной? Возможно, все дело в том, что «Клабхаус» позиционирует себя как сеть для избранных, причем без цензуры.

«Клабхаус» – совсем молодая, но быстро набирающая популярность социальная сеть. Это приложение появилось в доступе в прошлом году и пока только для iOS (операционной системы для айфонов). Адаптация для Android еще находится в доработке. Очередная разработка калифорнийской Кремниевой долины стала особой приметой «коронакризисного» 2020 года, когда личное общение едва ли не полностью переместилось в Сеть.

В отличие от привычных Zoom или WhatsApp, общаться в «Клабхаусе» можно только голосом – в сервисе нет ни личных сообщений, ни возможности переписываться. Эксперты по информационным технологиям полагают, что «Клабхаус» обещает большую, чем другие сети, конфиденциальность. Посторонний в сеть попасть не может. В «Клабхаус» принимают только по рекомендации кого-то из членов клуба. То есть для регистрации вам должны выслать приглашение. Во время регистрации участников просят указать настоящие имя и фамилию и выбрать пул интересующих тем – «музыка», «ток-шоу», «совместная работа в Сети», «политические дискуссии» и т. д.

Каждый пользователь соцсети может добавлять себе подписчиков – как друзей «ВКонтакте» или в Facebook. Обсуждение интересующих тем происходит в виртуальных комнатах. Когда пользователь или сразу несколько пользователей совместно создают комнату, то сообщение о ее появлении рассылается всем подписчикам этих пользователей. Комнаты могут быть открытыми (но эта открытость распространяется лишь на подписчиков), приватными (для строго определенных подписчиков) либо рассчитанными на членов клубов, о которых ниже.

Присутствующие в комнатах делятся на спикеров (создателей комнаты, которые обсуждают заявленную тему) и слушателей, которые могут лишь следить за дискуссией. Слушатель при желании может «поднять руку» – обратиться к модератору, чтобы перейти в число спикеров. Иногда слушатель может стать спикером автоматически, без посредства модератора – это бывает, если комната небольшая, а среди ее организаторов есть подписчики этого конкретного слушателя.

Единственные ограничения комнат – не больше пяти тысяч человек.

Кроме комнат, которые может создать любой желающий, есть «клубы» – устоявшиеся сообщества из людей, интересующихся одной темой. Собственно, clubhouse в дословном переводе и означает «клубный дом». К слову, в числе наиболее популярных клубов, помимо ожидаемых групп типа «Здоровье – это богатство», есть сообщество с названием The Dacha («Дача»).

В Рунете новое приложение оценили быстро – отечественные пользователи начали там активно регистрироваться в феврале. На его растущей популярности даже пытаются заработать. На одной из самых популярных в России цифровых досок объявлений появилось предложение – доступ в «Клабхаус» всего за 100 тыс. рублей.

Впрочем, россияне уже успели убедиться, что «Клабхаус», по сути, так же подвержен цензуре, как и, например, Facebook. Администраторы соцсети в понедельник заблокировали телеведущего Владимира Соловьева – после того, как тот анонсировал дебаты «Почему в России не взлетела квир-революция». «Это очень смешно. Clubhouse испугался даже моего появления в этой соцсети. Все, что надо знать о «ценности свободы слова» на этой площадке. Ждать реакции Роскомнадзора?» – написал по этому поводу Соловьев в своем телеграм-канале.

Хотя изначально соцсеть позиционировалась как сервис для избранных, количество пользователей растет с поразительной быстротой – если в декабре здесь было около 600 тыс. пользователей, то к середине февраля их число уже достигло 4 млн человек. Из них всего лишь порядка 10 тыс. россиян.

Насколько известно, Илон Маск не связан какими-либо бизнес-обязательствами с «Клабхаусом», но переход миллиардера в эту сеть придал ей оттенок элитарности. Тот же эффект оказал и миллиардер Марк Цукерберг, который завел аккаунт в новой сети, хотя владеет ее потенциальным конкурентом – Facebook.

Первоначально «лицом» сервиса были в основном звезды шоу-бизнеса – обладатель «Грэмми» рэпер Дрейк, стендапер Кевин Харт и комедийная актриса Тиффани Хэддиш. Но довольно скоро «Клабхаус» приобрел и политическое измерение – китайские пользователи быстро оценили преимущество нового приложения и стали обсуждать там протесты в Гонконге и отношения «большой земли» с Тайванем. В результате власти КНР на днях заблокировали приложение на своей территории.

Забавно, что американские эксперты, наоборот, считают «Клабхаус» «прокитайским» приложением. Исследователи из Центра по изучению политики в отношении интернета Stanford Internet Observatory утверждают: серверная инфраструктура для приложения предоставляется китайским стартапом Agora Inc., сообщил портал Ferra.Ru. Специалисты полагают, что «Клабхаус» не так уж неуязвим для утечек – ID пользователей и чатов отправляются прямо в виде открытого текста через сеть, что может привести к раскрытию личных данных. «Любые незашифрованные данные, которые передаются через серверы в КНР, вероятно, будут доступны правительству Китая», – не без тревоги отмечают в Stanford Internet Observatory.

..............