О качестве диалога

@ кадр из видео

16 ноября 2016, 16:55 Мнение

О качестве диалога

Качественное представительство избирателя позволяет четко отразить региональный аспект и в федеральном бюджетном проектировании. От качества диалога депутатов и министров зависит точность бюджета на ближайшие три года.

Алексей Мартынов Алексей Мартынов

политолог

Вчера состоялось первое «нулевое» слушание проекта бюджета на ближайшие три года на выездном заседании фракции «Единая Россия». Кроме конституционного большинства депутатов от ЕР в дискуссии приняли участие почти все ключевые министры экономического и социального блоков правительства во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Из активных бюджетных лоббистов не было только министра экономического развития Улюкаева – вчера его отправили в отставку в связи с утратой доверия – был его заместитель.

Подобный формат иллюстрирует тезис о том, что парламент все-таки становится местом для дискуссий. Дискуссий для содержательного обсуждения и квалифицированного спора между представителями избирателя – депутатами, экспертами, министрами в поисках точного компромисса с отражением интересов максимального количества граждан, систем управления и оптимизации развития страны. Стоит отдельно отметить, что на расширенном заседании фракции присутствовали и представители других парламентских фракций.

Обсуждение было жарким и, главное, публичным. Действительно, экономическая ситуация в стране не самая простая, а бюджет принимается на три года и нужно учесть все необходимые расходы.

Безусловно, кроме федеральных аспектов в проекте бюджета должны быть отражены и региональные особенности. Новая Дума VII созыва сформирована, как известно, по смешанной системе, где половина депутатов – одномандатники, то есть прямые представители территорий.

Такое качественное представительство позволяет четко отразить региональный аспект и в федеральном бюджетном проектировании. От качества диалога представителей-депутатов и исполнителей-министров зависит точность бюджета на ближайшие три года.

Результатом содержательного многочасового обсуждения проекта бюджета стало решение фракции об изменениях и дополнениях в проект бюджета ко второму чтению. Конечно, свои дополнения внесут и другие парламентские фракции. Об этом говорили отдельно. Однако в документе фракции конституционного большинства постарались отразить максимум пожеланий представительного органа государственной власти.

В частности, речь идет о предусмотрении увеличения расходов на реализацию приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, на решение жилищных проблем, улучшение качества жизни (например, на благоустройство дворов), поддержку малого бизнеса, поддержку региональных СМИ и так далее.

Кроме того, речь идет о бюджетной поддержке регионов, оказании финансовой помощи субъектам за счет бюджетного кредитования.

Практика министерского отраслевого лоббизма через отдельных, «прикормленных» депутатов при формировании проекта бюджета и проведении законодательных инициатив тоже остается в прошлом. Только открытая и публичная дискуссия. То есть правительство в диалоге с Государственной думой выступает единым органом, обладающим законодательной инициативой.

В свою очередь, депутатский корпус также коллегиально обсуждает и готовит поправки. Чтобы взаимодействие правительства и Государственной думы было более эффективным и максимально плотным, премьер-министр поручил ввести в правительстве механизм регулярных консультаций с руководством фракции конституционного большинства, которые будут проходить не реже двух раз в месяц. Что обеспечит постоянный оперативный контакт Государственной думы и правительства.

Такой подход нового руководства Госдумы к важнейшим процессам функционирования государственных институтов не может не импонировать гражданам. То есть практика имитационных и демагогических приседаний остается в прошлом.

Государственная дума как важная часть Федерального собрания, как представительная и законодательная власть занимает положенное конституционное место среди равноправных ветвей государственной власти. Возвращает себе равнозначную функцию, как, например, президент (исполнительная власть, куда входят администрация президента и правительство) и судебная власть во главе с Верховным судом.

..............