Вчера состоялось первое «нулевое» слушание проекта бюджета на ближайшие три года на выездном заседании фракции «Единая Россия». Кроме конституционного большинства депутатов от ЕР в дискуссии приняли участие почти все ключевые министры экономического и социального блоков правительства во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Из активных бюджетных лоббистов не было только министра экономического развития Улюкаева – вчера его отправили в отставку в связи с утратой доверия – был его заместитель.
Подобный формат иллюстрирует тезис о том, что парламент все-таки становится местом для дискуссий. Дискуссий для содержательного обсуждения и квалифицированного спора между представителями избирателя – депутатами, экспертами, министрами в поисках точного компромисса с отражением интересов максимального количества граждан, систем управления и оптимизации развития страны. Стоит отдельно отметить, что на расширенном заседании фракции присутствовали и представители других парламентских фракций.
Обсуждение было жарким и, главное, публичным. Действительно, экономическая ситуация в стране не самая простая, а бюджет принимается на три года и нужно учесть все необходимые расходы.
Безусловно, кроме федеральных аспектов в проекте бюджета должны быть отражены и региональные особенности. Новая Дума VII созыва сформирована, как известно, по смешанной системе, где половина депутатов – одномандатники, то есть прямые представители территорий.
Такое качественное представительство позволяет четко отразить региональный аспект и в федеральном бюджетном проектировании. От качества диалога представителей-депутатов и исполнителей-министров зависит точность бюджета на ближайшие три года.
Результатом содержательного многочасового обсуждения проекта бюджета стало решение фракции об изменениях и дополнениях в проект бюджета ко второму чтению. Конечно, свои дополнения внесут и другие парламентские фракции. Об этом говорили отдельно. Однако в документе фракции конституционного большинства постарались отразить максимум пожеланий представительного органа государственной власти.
В частности, речь идет о предусмотрении увеличения расходов на реализацию приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, на решение жилищных проблем, улучшение качества жизни (например, на благоустройство дворов), поддержку малого бизнеса, поддержку региональных СМИ и так далее.Кроме того, речь идет о бюджетной поддержке регионов, оказании финансовой помощи субъектам за счет бюджетного кредитования.
Практика министерского отраслевого лоббизма через отдельных, «прикормленных» депутатов при формировании проекта бюджета и проведении законодательных инициатив тоже остается в прошлом. Только открытая и публичная дискуссия. То есть правительство в диалоге с Государственной думой выступает единым органом, обладающим законодательной инициативой.
В свою очередь, депутатский корпус также коллегиально обсуждает и готовит поправки. Чтобы взаимодействие правительства и Государственной думы было более эффективным и максимально плотным, премьер-министр поручил ввести в правительстве механизм регулярных консультаций с руководством фракции конституционного большинства, которые будут проходить не реже двух раз в месяц. Что обеспечит постоянный оперативный контакт Государственной думы и правительства.
Такой подход нового руководства Госдумы к важнейшим процессам функционирования государственных институтов не может не импонировать гражданам. То есть практика имитационных и демагогических приседаний остается в прошлом.
Государственная дума как важная часть Федерального собрания, как представительная и законодательная власть занимает положенное конституционное место среди равноправных ветвей государственной власти. Возвращает себе равнозначную функцию, как, например, президент (исполнительная власть, куда входят администрация президента и правительство) и судебная власть во главе с Верховным судом.