Сегодня стою на станции метро «Китай-город», а ко мне обращаются: «Брат, как пройти...», «Извините, вы местный? Как пройти...»
Стоящий, а не бегущий человек вызывает, видимо, доверие как, несомненно, знаток этих мест.
Отвечая на вопросы, как пройти, я поймал себя на том, что сам с трудом могу объяснить, каким путем быстрее всего и проще добраться до того или иного пункта.
Мое знание о пути является, привет Де Серто, не знанием карты, а скорее опытом собственного путешествия, которое: а) всегда выборочное, а не тотальное (все обходить и знать не нужно, да и невозможно) и б) всегда субъективное, то есть связано с желанием пройти мимо каких-то памятных моей биографии пунктов.
То есть это не прямая и осознанная дорога от А к Б, а часто интуитивное, ноги сами ведут, путешествие, опыт которого я не могу сразу осмыслить и передать в двух словах человеку, который меня спрашивает «как пройти».
И еще я задумался о слове «местный». Это уже о миграции. «Местный», если исходить из логики вышесказанного, это тот, кто не думает специально о том, что он «местный», а погружен интуитивно и выборочно в среду, в атмосферу.
Как только возникает желание определить себя «местным» и дать этому объяснение, то тут же возникает отчуждение с самим опытом и местом, и с ногами, взамен появляется карта и идентичность в голове – и в этот момент человек перестает быть «местным».
Источник: Блог Сергея Абашина