Совершенно неожиданное решение было принято 11 октября 2013 года Международным уголовным судом (МУС), расположенным в Гааге.
На скамье подсудимых находится человек, являющийся желанным объектом для сведения счетов со стороны многих представителей новой ливийской элиты
Досудебная палата в составе МУС постановила, что Ливия и желает, и способна самостоятельно и объективно провести расследование дела Абдуллы Сенусси, в связи с чем международный суд не будет больше требовать его экстрадиции.
Напомним, что Сенусси возглавлял разведку и был близким соратником Муаммара Каддафи. В качестве основания для такого решения по его делу было провозглашено, что согласно Римскому статуту, принятому в 1998 году в качестве юридической основы для функционирования МУС, суд не может проводить разбирательство в отношении подозреваемых, чьи дела может рассмотреть справедливый суд в родной стране.
Решение, которое в другое время могло бы стать настоящей сенсацией, достаточно незаметно прошло в мировых СМИ на фоне захватившего общее внимание бюджетного кризиса США. А зря. Оно помогает лучше понять истинную приверженность стран Запада к постоянно декларируемым ценностям демократии и правового государства.
Никто же на самом деле не способен поверить в то, что сегодняшняя Ливия является правовым государством, в котором можно беспристрастно рассмотреть и принять справедливое решение по данному делу?
Ведь на скамье подсудимых находится человек, являющийся желанным объектом для сведения счетов со стороны многих представителей новой ливийской элиты.
И особенно анекдотично такое решение выглядит на фоне памятной истории о том, как сотрудников МУС, приехавших в 2012 году проанализировать ситуацию с правами узников, предполагаемых к выдаче в Гаагу, арестовали и продержали за решеткой несколько дней по подозрению в шпионаже.
Ливия сейчас является тем, что в политологии называют недееспособным государством (failed state). Практически каждый день на улицах ливийских городов убивают из автоматического оружия, заказные убийства стали нормой, а от похищений не застрахован никто, включая самого премьер-министра, пережившего подобный опыт, кстати, не далее как 10 октября этого года.
В сентябре 2013 года похитили и дочь самого Сенусси. Учтем и то, что уже прошедшие процессы по делам других высокопоставленных чиновников при Каддафи закончились вынесением смертных приговоров, что неизбежно ожидает и Сенусси. Так что же на самом деле лежит в основе подобного, как минимум сомнительного решения?
А лежат в его основе не юридические, а геополитические и геоэкономические соображения. МУС, который при учреждении задумывался как международный суд с глобальной юрисдикцией, так и не стал таковым. Очень подозрительно к нему настроены в США – американцы даже заставили многие страны подписать двухсторонние соглашения о том, что они не будут выдавать американских граждан данному суду, причем в ряде случаев не обошлось без серьезного давления со стороны янки.
Игнорируют МУС Китай и Индия, опасаясь, что этот суд будут использовать другие страны против их граждан в своих целях. Схожая ситуация с МУС складывается и у России.
Фактически из крупных серьезных игроков на международной арене активное участие в деятельности данного суда осуществляется только Францией, Германией, Великобританией, Италией и Бразилией.
Сто с лишним других стран, участвующих в его работе, большого влияния на суд не имеют. А учитывая, что суд расположен на территории Евросоюза, то и влияние Бразилии в нем сведено к минимуму, тем более что интересы Бразилии вне Латинской Америки пока что минимальны.
Таким образом, за неожиданным решением суда по делу Сенусси отчетливо проглядывается след главных игроков ЕС, карманным судом которого и стал фактически МУС.
Почему же Евросоюз настоял на принятии подобного решения? Повод для этого есть, и он вполне прозрачен. Очевидна констатация крупными странами ЕС провала своей новой ливийской политики, сложившейся в 2011 году на волне энтузиазма об «арабских демократических революциях».
Вместо происходившего при Каддафи планомерного наращивания поставок газа и нефти теперь у ЕС на повестке дня постоянные попытки договориться с вооруженными группировками в Ливии о том, чтобы эти поставки осуществлялись вообще.
А ведь они так важны для обеспечения энергетической безопасности Евросоюза, в особенности на фоне постоянных предупреждений стран Центральной и Восточной Европы об угрозе зависимости от поставок российских энергоресурсов. В результате ЕС просто боится злить вооруженную до зубов и непредсказуемую новую «элиту» Ливии.
Вдруг она возьмет и в ответ на требования выдать Сенусси для справедливого и объективного суда вообще прекратит поставки энергоресурсов, перенаправив их на тот же Китай? Какая уж тут декларируемая приверженность принципам справедливого правосудия, если такие объемы нефти и газа, расположенные прямо у своей границы, могут быть утрачены?
Кстати говоря, подобный нажим ЕС на суд, чтобы он принял абсолютно неправовое решение, еще раз подтверждает, что опасения многих стран, что МУС может использоваться определенными государствами вовсе не в планируемых целях неотвратимого глобального правосудия, имеют основания.
Именно этими опасениями руководствовалась и Россия, когда в январе этого года воспротивилась в ООН попытке передать «сирийское досье» в этот же суд на рассмотрение.
Правда, не совсем понятно, зачем ЕС так грубо дискредитировать потенциально очень ценный инструмент своего геополитического влияния, открыто демонстрируя на весь мир готовность к двойным стандартам и давлению на судебную систему?