Иран запустил в космос обезьяну. «Это, – заявил иранский ученый, живущий в Британии, – дальнейшее доказательство научно-технического прогресса, созвучного Исламу. Ислам и прогресс могут сосуществовать, не мешая друг другу. Международный авторитет Ирана растет, показывая, что санкции против него недействительны». Конец цитаты.
Пикеты с лозунгами в защиту Лайки встали у посольств СССР во многих странах мира
Тренировка примата заняла больше года, полет совершался на ракете «Кавошгар-3». «Модуль с живым грузом, – заявило агентство Фарс, – успешно вернулся на Землю».
Обезьянку-космонавта по имени на всякий случай не называют, может быть потому, что пришлось бы вспоминать и называть и ее предшественника. Тогда, как сообщали, «выполнить поставленные задачи не удалось».
По освоению космоса Иран, я бы сказал, находится примерно на уровне СССР конца 50-х или США конца 40-х. Американцы в свое время начинали с фруктовых мушек, но в 1948 году, вдохновленные успехом, отправили в околоземное пространство макаку Альберта, запустив его на борту ракеты V2 на высоту 68 километров.
Бедняга Альберт задохнулся во время полета. Год спустя подвиг Альберта решили повторить, но у Альберта 2-го не раскрылся парашют и он сгорел в плотных слоях атмосферы.
В этом месте люди суеверные на всякий случай сменили бы имя подопытному астронавту, но штатники решили стоять твердо. Альберт 3-й погиб на взлете при взрыве ракеты.
Альберт 4-й погиб как Альберт 2-й. Сгорел. Погиб и Альберт 5-й. Альберту 6-му дали в напарники мышь по имени Йорик. Как это у Шекспира: «Бедный Йорик! Я знал его, Горацио...» Эти слова Гамлет говорит, держа в руках череп любимого придворного шута, который когда-то катал его на закорках.
С таким именем у мыши шансов уцелеть было немного. Судьба Йорика осталась в тени, но Альберт 6-й, вернувшись на землю живым, скончался через два часа после приземления.
Вспоминается тут 3 ноября 1957 года, запуск «Спутника-2» с собакой по имени Лайка. Бездомных дворняжек подобрали на улицах Москвы, считалось, что они прошли естественный отбор и потому лучше адаптированы. Поначалу собачку назвали Кудрявкой, потом звали Жучкой, одно время дали кличку Лимончик, но потом все-таки остановились на Лайке. Имя это вошло в историю.
У Лайки были предшественницы, собачки Альбина и Мушка, но они повторили судьбу космонавтов, сошедших с дистанции раньше времени. Их не помнит никто. Среди людей помнят Гагарина, среди собак – Лайку. Ее принесли в жертву ради космической гонки.
Мало кто знал, что доктор Владимир Яздовский перед запуском Лайки в космос взял ее к себе домой поиграть с детьми. «Хотел сделать ей хорошее, – вспоминал он в своей книге о советской космической медицине, – жить Лайке оставалось совсем немного».
Англичане болезненно восприняли гибель Лайки. Британская Лига защиты собак призвала всех собачников страны провести минуту скорбного молчания, а Королевское Общество Предотвращения Жестокости по Отношению к Животным начало протесты еще до запуска космического корабля. Пикеты с лозунгами в защиту Лайки встали у посольств СССР во многих странах мира. Собачье имя Лайка стало популярным.
Сегодня подобных протестов я не жду. Можно, конечно, поехать к посольству Ирана и развернуть там плакат «УВАЖАЙТЕ ПРАВА ИРАНСКИХ ОБЕЗЬЯН!». Но ведь в свое время ни советских собак, ни американских обезьян никто не уважил.
Вспомним, сколько Альбертов головы сложило во имя научного прогресса.
Источник: Блог Севы Новгородцева