«Между тремя соснами»

@ из личного архива

7 сентября 2012, 11:38 Мнение

«Между тремя соснами»

Удивительная особенность в наших диалогах об образовании: люди готовы обсуждать что угодно, но один аспект старательно обходят стороной. Причем все: и записные либералы, и оголтелые «государственники», и совколюбы, и русофобы.

Алексей Рощин Алексей Рощин

социальный психолог, консультант и политтехнолог

Удивительная особенность в наших диалогах об образовании: люди готовы обсуждать что угодно, но один аспект старательно обходят стороной. Причем все: и записные либералы, и оголтелые «государственники», и совколюбы, и русофобы.

Задача проста: сделать так, чтобы «не учиться» было страшно, больно, в крайнем случае – неудобно и неприятно

Я напомню кратко содержание предыдущих серий. Мы вместе думали, как решать самую острую проблему современной школы – проблему того, что делать с детьми, которые не желают учиться, не хотят осваивать школьную программу – в основном под предлогом «я знаю, что мне эти знания в жизни не пригодятся». Как ни странно, разговор постоянно бьется между двумя противоположными подходами:

1. Всех «нежелающих» надо сепарировать из школы, то есть выкидывать их в какие-то специальные отстойники, «школьные гетто» или просто на улицу, словом, ставить на них крест – пусть вырастают малообразованными, главное, пусть не мешают «хорошим детям».

2. И второй подход – более «человеколюбивый»: его немногочисленные адепты говорят, что выкидывать «плохишей» не надо, а надо, чтобы учителя при помощи своего невероятного энтузиазма и педагогического дара могли увлечь своими предметами даже самых отпетых – иначе, мол, нафига такие учителя, не владеющие искусством «положительной мотивации»?

Наконец, есть третий подход, который никому не нравится, но который при этом является столбовой дорогой российского образования просто потому, что его придерживаются все последние 20 лет так называемые «российские реформаторы образования», плотно контролирующие Минобр все эти годы. Его суть в том, чтобы в максимальной степени упростить и выхолостить все требования школьной программы, ввести такие «стандарты образования», при которых большинство предметов «добровольны», а учиться можно практически в факультативном режиме. Естественно, такой подход имеет то неоспоримое преимущество, что при нем проблема «нежелающих учиться» снимается автоматически.

Первый подход пугает будущим – неясно, что делать с «плохишами», которые рано или поздно выберутся из «отстойника» в большую жизнь; а второй перегружает романтическими ожиданиями настоящее – ясно, что в нем днем с огнем не найти необходимого количества гениальных учителей, способных «зажигать» даже откровенное «дерево».

Но люди упорно ходят туда-сюда между этими тремя соснами, упорно игнорируя ЧЕТВЕРТЫЙ путь. Хотя он, казалось бы, самый очевидный.

Речь, понятно, идет о ПРИНУЖДЕНИИ. Суть подхода отражена в известном, очень популярном в армии выражении: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»

Так вот: об этом ВООБЩЕ НИКТО не говорит! По крайней мере у меня в ЖЖ – хотя тут, вы же знаете, собирается самая разная по убеждениям публика. Никто до сих пор не задал элементарного вопроса: «Простите, а что это такое вообще – какой-то там подросток, вишь ли, не хочет учиться? Математика ему «не пригодится»! Литература «не нужна», Лев Толстой «устарел»! А почему, собственно, не сломать всех этих «нежелающих» через колено?»

В самом деле – почему?

Еще понятно, почему такие мысли не высказывают «либералы» – им вроде как такое по статусу не положено; но почему и от «государственников» такого не услышишь? Им-то, казалось бы, сам бог велел!

А вот я, хоть и либерал по убеждениям, не вижу в идее «принуждения к образованию» никакой крамолы или забвения устоев либерализма. Наоборот: хорошее школьное образование – это как раз гарантия свободы в современном обществе. Ученик, не достигший 18 лет, еще не полностью дееспособен. Однако, отказываясь от образования, он обрекает себя на пребывание в низах общества.

Самое печальное, что недополученное в школе крайне сложно, а порой и невозможно «наверстать» в более зрелые годы. Есть в психологии такое понятие – «сензитивный период»: скажем, птенец может научиться летать только в определенном возрасте, а если время по каким-то причинам упущено – всё, летать он так толком и не научится.

Если мы принимаем идею принуждения как таковую, дальше остается вопрос технический – как лучше это самое принуждение осуществить. Если задействовать в этом благородном деле репрессивный аппарат государства – задача не кажется такой уж невыполнимой. Задача проста: сделать так, чтобы «не учиться» было страшно, больно, в крайнем случае – неудобно и неприятно.

Какие будут предложения?

Источник: Блог Алексея Рощина

..............