Почему российские товары так часто бывают некачественными и т. д. На мой взгляд, существует несколько причин, помимо чисто экономических.
Во-первых, еще с советских времен существует стереотип The West is the best, всосанный нами с молоком матери и сформулированный весьма доходчиво фронтменом группы The Doors Джимом Моррисоном; соответственно, все советское (пардон, российское теперь!) воспринимается как вторичное.
Во-вторых, поддержка западного производителя автоматически ставит его отечественного коллегу в крайне сложные условия: стимулов для развития производства и повышения качества товаров у него просто НЕТ – ни в прошлом, ни сейчас, ни в перспективе.
Значит, следуя классику, «нужно что-то в консерватории поправить», причем быстрее – ВТО стучится к нам в дверь, а латать лодку посреди реки чревато перспективой искупаться в холодной воде, а то и утонуть. По большому счету, брать на себя роль спасителя реноме отечественного товара (я, к примеру, могу это сделать только собственным примером, хоть и езжу на японской машине, ем и ношу отечественное – за редким исключением) должно государство.
Вот оно и пытается идти по проторенному пути: через систему госзакупок (покупайте российское!). Эта идея при всей своей простоте (самый простой путь, как известно, административный!) таит немало подводных камней. Например, что стоит китайское выдать за российское: перебил страну происхождения в накладных – и дело с концом?!
Впрочем, лиха беда – начало, пример государства вполне может вдохновить ответственных предпринимателей все-таки пытаться составить конкуренцию и Поднебесной, и Евросоюзу.
Источник: Блог Алексея Мухина