«Не за стыд, не за совесть»

@ пресс-служба Эраста Галумова

20 января 2012, 19:20 Мнение

«Не за стыд, не за совесть»

Мы склонны обвинять во всем кого-то на самом верху, демонизировать, ссылаться на некоего Главного Зрителя, которым, возможно, был Сталин, но уже Брежнев им был весьма условно, и которым не был ни один из руководителей страны, уже начиная с Горбачева.

Эраст Галумов

генеральный директор ФГУП Издательство "Известия"

Две, казалось бы, не связанные друг с другом истории для меня вдруг связались воедино. Жизнь, она ведь не пазл, где все элементы должны совпасть всеми выступами и выемками, она – калейдоскоп, который показывает нам общий рисунок сочетанием разных фигур и фактур.

Транслируется мир страхов и опасений самого чиновника от кино, и мотивация действий скорее по Фрейду, чем по Гэллапу

Историю первую рассказала в своем ЖЖ уважаемая Вита Рамм, по секрету всему свету: «В закулисьях канала «Россия» люди обсуждают конфликтную ситуацию между режиссером Сергеем Снежкиным и редактурой. Говорят о том, что режиссер Сергей Снежкин написал заявление с просьбой убрать его фамилию из титров многосерийного фильма «Белая гвардия». Причина – редакторское вмешательство канала. Обговоренный ранее метраж – 10 серий – канал сократил до 8. Выпал, в том числе, и ключевой монолог Елены!

Редактура канала считает, что фильм получился депрессивным, мрачным. Понять логику подобных претензий невозможно. Это ведь по заказу канала экранизировалась «Белая гвардия» Михаила Булгакова! Они что, не читали роман? Он скромный по объему, и какое там веселье?!

А дабы ублажить зрителей нужным позитивом, говорят, режиссеру было предложено использовать на титрах песни Шуфутинского...».

Далее идет завязка производственной драмы (эх, жаль, нет нынче режиссеров и сценаристов, «умеющих» этот жанр): оказывается, заказ на телеканале «Россия» был сделан при одном начальнике, Сергее Шумакове, который «ценил и понимал». А нынче понимающий Шумаков ушел на «Культуру», власть сменилась – прямо как в «Белой Гвардии», и новые начальники уже хотят музычку повеселей (тм).

И вот что я подумал в связи с этой, да и в связи со множеством других историй такого рода, их ведь много.

Мы склонны обвинять во всем кого-то на самом верху, демонизировать, ссылаться на некоего Главного Зрителя, которым, возможно, был Сталин, но уже Брежнев им был весьма условно, и которым не был ни один из руководителей страны, уже начиная с Горбачева.

Булгаков жил, написал, опубликовал впервые свой роман – при Сталине! Пусть и с жестокой редактурой, пусть и с купюрами, но того же Булгакова экранизировали в самые глухие, застойные годы – при Брежневе – и Алов с Наумовым, и Басов... И риски были тогда много выше: от полного запрета на прокат фильму и на профессию режиссеру до ссылки-высылки. А Булгаков так и вовсе мог поплатиться жизнью, это при Брежневе нравы советской власти стали более вегетарианскими.

Чем же рискует нынешнее телевизионное начальство, вынуждая режиссера снять свое имя из титров? Что толкает начальников на местах вот к таким демаршам?

Тут никаким  произволом сверху не объяснишь. В самом крайнем случае можно представить себе хмуро сдвинутые брови высочайших зрителей, но не более того! Не сошлют, не распнут, из страны не вышлют, даже и не уволят. Что ж тогда?

Я предположил, что это работа «внутреннего цензора». В каждом человеке есть этот встроенный голос самоцензуры. Зачастую он и творит благо, заставляет автора прыгать выше головы, делать на пределе способностей, шлифовать до совершенства. Но нередко тот же «внутренний цензор» работает на понижение, особенно если он нашептывает промежуточному, но обладающему некими полномочиями «начальству». Ах, что будет говорить княгиня Марья Алексевна! – шепчет голос – и вот уже режиссеру даются указания, как привести русскую классику в соответствие с представлениями о вкусах и нравах княгини этого самого начальника. Транслируется мир страхов и опасений самого чиновника от кино, и мотивация действий скорее по Фрейду, чем по Гэллапу...

И тут наступает момент, когда нужно рассказать вторую историю.

Ее автор – уважаемый телекритик и телеаналитик «Коммерсанта» Арина Бородина. Ее статья «Аншлаг навсегда» анализирует настроения телеаудитории в постновогодний период, когда все телеканалы наперебой повторяют свои праздничные концерты и всяко развлекают публику. Но даже профессионального телекритика, многое, я уверен, видевшего на своем веку, потряс рейтинговый успех 4-часового «Аншлага» на все том же телеканале «Россия». И не только цифрами рейтинга, но и содержимым, и, главное, аудиторией!

#{interviewcult}Вот что пишет Бородина: «Набравшись, признаюсь, большого терпения, я несколько раз по ходу эфира включалась в просмотр происходящего в «Аншлаге». В глаза постоянно бросалась публика, сидящая в зале. Смущало уже даже не то, что они заразительно смеялись тому, что им показывали со сцены. А то, что в основном это были молодые лица. Скорее всего, они даже пришли на концерт целыми семьями. Бабушек и дедушек я там особенно не наблюдала. И даже искусство монтажа вряд ли сумело бы так омолодить публику. То есть расхожее мнение, что аншлаги только для определенной публики старше 55 лет и что все это смотрят на государственном канале только пенсионеры, мне кажется ошибочным. Конечно, людям всегда хочется думать о себе лучше и возмущаться тем, что кто же может смотреть такой ужас четыре часа подряд... Но ведь таких, судя по сидящим в зале и столь высоким рейтингам, очень много. Это опять к слову о стране.

И вот скажите, видя такую зрительскую отдачу, такие рейтинги новогодних «огоньков», сериалов из ряда «Учитель в законе», «Пусть говорят» и «Аншлага», откажется канал, в том числе государственный, от того, чтобы не показать эту передачу снова, снова и снова?! Какие у телеканала для этого должны быть основания?! Можно, конечно, что-то насчет дурновкусия написать. Но мне кажется, что вопросов к зрителям, которые это все смотрят, порой гораздо больше, чем к каналам, которые это из года в год показывают.

И внезапно эти две истории напомнили мне третью, я уже писал о ней. Хоть с телевиденьем она вообще никак не связана, но в моем персональном калейдоскопе связана с публикой и ее нравами. Про каток в парке Горького, где сперва решили выдавать коньки бесплатно, без залога, на доверии. А когда народ понес коньки домой, пришлось ввести  залог. И что вы думаете? Народ стал возвращать коньки назад. Но не за стыд, не за совесть, а чтобы... получить залог за ранее украденное.

Возможно, вы спросите: а при чем тут Шуфутинский в качестве музыкального сопровождения «Белой Гвардии»? Да, в общем, ни при чем. Просто вишенка на торте.

Источник: Блог Эраста Галумова

..............