«Огромная стопка жалоб»
11 января 2012, 19:18 Мнение

«Огромная стопка жалоб»

В прошлом году я была в главном офисе Совета Европы и встречалась с представителями Европейского суда. Они не скрывали, что получают от России такое количество жалоб, что просто не успевают их рассматривать.

Мария Каннабих

Президент Некоммерческой организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключённым», член Общественной палаты

Страсбургский суд обязал Россию разработать меры, направленные на сокращение числа арестов подследственных и повышение эффективности рассмотрения их жалоб на условия содержания. Суд также отметил необходимость улучшения условий содержания подследственных в СИЗО.

Некоторые СИЗО вообще могли бы уже быть музеями, настолько они устарели

В прошлом году я была в главном офисе Совета Европы и встречалась с представителями Европейского суда. Они не скрывали, что получают от России такое количество жалоб, что просто не успевают их рассматривать. Не секрет, что в настоящее время в полном объеме рассмотрены обращения, поступившие из России до 2008 года. Поэтому в Страсбургском суде, опираясь на прецеденты, собирались делать некие обобщения, что, собственно, и произошло. Решение ЕСПЧ справедливо, но вся перестройка системы, которая, к слову, хоть и медленными темпами, но движется, потребует времени и огромных капиталовложений.

Очевидно, что большое количество жалоб от заключенных – не новость, а жалобы на следственные изоляторы – и вовсе притча во языцех. Нарушения прав человека там происходят очень часто. Люди жалуются на недостаток места (по нормативу должно быть более 4 метров на человека), неотгороженность приватных мест, редкие помывки (раз в неделю), плохое освещение, вентиляцию и питание. Отдельная огромная стопка жалоб на медицину.

Некоторые СИЗО вообще могли бы уже быть музеями, настолько они устарели и по условиям, и по своему внешнему виду. Содержание в таких заведениях можно приравнять к пыткам.

Вообще, в случае с СИЗО действовать нужно по двум направлениям: с одной стороны, принципиально важно помнить, что в большинстве из них содержатся подследственные, а не осужденные, отбывающие наказание, а значит, люди должны содержатся в абсолютно нормальных условиях; с другой стороны, в следственные изоляторы граждан следует помещать только в самом крайнем случае. Помните фамилии Андрея Кудоярова, Веры Трифоновой, Натальи Вороновой? Они могли бы остаться в живых, если бы уполномоченные органы проявили гуманность.

#{smallinfographicleft=427277}В современной России содержание под стражей до решения суда во многих случаях должно принимать другие формы: подписка о невыезде, залог, домашний арест, электронные браслеты. Особенно это должно касаться людей, которые не представляют общественной опасности.

Следует также прекратить воспринимать СИЗО как инструмент воздействия на подследственного для получения определенных показаний. Вспомните, как Сергея Магницкого переводили из одной камеры в другую семь раз (!).

К чести ФСИН надо сказать, что в последние годы появились изоляторы, соответствующие мировым стандартам. Такие учреждения есть в Москве, Новосибирске, Омске, Ингушетии и ряде других регионов, но их количество явно недостаточно.

Кстати, нельзя забывать о и работниках СИЗО. Многие говорят о необходимости изменения их сознания и методов работы, но это возможно в том числе при условии изменения зарплаты, решения социальных проблем, а также общего повышения престижа профессии. Об этом, к слову, никто не говорит.

Источник: Блог Общественной палаты

..............