23 марта, четверг  |  Последнее обновление — 17:06  |  vz.ru

Главная тема


В Вашингтоне решили создать «зоны стабильности» в Сирии

«Считаю не случайным»


Порошенко увидел связь между убийством Вороненкова и пожаром на арсенале под Харьковом

«достиг предела»


В Пентагоне заявили об утрате танками «Абрамс» мирового лидерства

РС-28 «Сармат»


Перенесены испытания новейшей российской МБР

«футбольное чудо»


Сборная Сирии в шаге от попадания на ЧМ-2018 в России

финансовая дисциплина


Председатель Еврогруппы: Южные страны ЕС тратят деньги на алкоголь и женщин и потом просят в долг

океанографическое судно


«Янтарь» зачистил от секретов утонувшие в Средиземном море истребители «Адмирала Кузнецова»

«мы создали аналог»


Набиуллина объявила о нейтрализации угрозы отключения России от системы SWIFT

«вмешательство России»


Русские имеют наглость игнорировать американскую паранойю

«сюрреалистическое зрелище»


Сергей Худиев: Чем Россия могла бы соблазнить самых богатых и успешных граждан самой богатой и успешной страны мира?

торговая блокада


Денис Селезнев: Почему украинская власть рушит собственную экономику

«соблазн заморозки»


Андрей Рудалев: Победоносцев – мета упадка, замкнутой духоты общественного футляра

на ваш взгляд


Какие эмоции вызвало у вас решение Киева запретить российской представительнице участвовать в Евровидении?

«Рано или поздно наступит «психозойская эра»

Заведующий лабораторией психологии общения и психосемантики факультета психологии МГУ рассказал, что может ждать человечество через 300 лет

1 февраля 2012, 17:30

Текст: Тимур Щукин,
Мария Тучина

Версия для печати

«Одна из возможных форм поиска межцивилизационных контактов заключается не в полетах в космос или другого рода перемещениях в пространстве к планетам и звездам, а в обращении к собственному бессознательному с помощью техник измененного состояния сознания», – считает доктор психологических наук, профессор Виктор Петренко.

– Виктор Федорович, есть мнение, что размышления о будущем – это для тех, кто недостаточно крепко стоит на земле, что это потеря времени. Нужно ли обсуждать возможные сценарии будущего, делать прогнозы?

 Чем более развитой является система, а сейчас мы включены в систему земной цивилизации, тем больше степеней свободы она имеет. Рефлексия возможных сценарных путей развития человечества может давать обратное влияние на сам процесс через каузальную круговую причинность.

Особенно актуальны вопросы будущего в контексте глобальной эволюции – так называемой Big History. Рассматривая этапы геоморфологического, биологического, социального развития Земли как планетарной системы, в Австралии – Снукс, в России – Панов одновременно пришли к выводу, что динамика смены эволюционных этапов ускоряется. И если построить кривую, описывающую эту динамику, то в ближайшее десятилетие она выходит в так называемую вертикаль Снукса – Панова, согласно которой история подходит к точке сингулярности, бифуркации, перелома. Это значит, что цивилизация не сможет дальше развиваться, «карабкаясь» вверх по вертикали, и человечество в ближайшее время ждут какие-то качественные изменения.

 А каким вы видите будущее земной цивилизации в контексте мегаистории?

 Космологи говорят о «Великом молчании Вселенной». Когда размышляют о встрече с другой разумной цивилизацией, чаще всего предполагают, что ее представители прилетят на космических аппаратах и выглядеть будут примерно как земляне. Но это крайне наивно – думать, чтобы две разумные цивилизации совпали во времени и оказались на близких уровнях развития технологий. Это как если бы средневековый ученый представлял себе космонавтов на телегах, запряженных животными. Вспомните историю человечества за последние 300–500 лет и вдумайтесь, какие грандиозные технологические изменения произошли за такой минимальный срок. А что нас ждет через 300 лет? Человек будущего будет отличаться от нас по уровню технологического развития так же, как мы – от первобытного человека.

Так вот, «Великое молчание Вселенной» может объясняться несколькими гипотезами. Возможно, цивилизации доходят до определенного уровня собственного развития и потом просто задыхаются от собственных технологических отбросов. Как в свое время продолжительность жизни древних римлян составляла 20 с небольшим лет, поскольку изобретенный ими свинцовый водопровод был токсичен и негативно воздействовал на генетику.

Сегодня мы пользуемся различными электронными приборами, постоянно находимся под воздействием электромагнитных полей. А как это влияет на живой организм, мы узнаем лишь спустя некоторое время. Когда-то изобретатели демонстрировали рентгеновское излучение, показывая в его свете кости собственной руки. А потом оказывались в больничной палате в результате воздействия проникающей радиации. Может быть, и это лишь одна из версий, человечество просто исчезнет, достигнув определенного цивилизованного уровня, как бы захлебнется в собственных промышленных отходах.

 А есть оптимистичная версия?

 Возможно, на каком-то этапе развития человечество перейдет в иные формы бытия. Например, Константин Эдуардович Циолковский в свое время рассуждал о превращении земной цивилизации в космическое «лучистое человечество». Возможно, человечество перейдет к формам коллективного разума – наподобие мыслящего океана, как в «Солярисе» Станислава Лема.

Я предполагаю, что одна из возможных форм поиска межцивилизационных контактов заключается не в полетах в космос или другого рода перемещениях в пространстве к планетам и звездам, а в обращении к собственному бессознательному с помощью техник измененного состояния сознания, например буддистских психопрактик. На мой взгляд, сквозь глубины сознания мы можем прорваться в некое трансцендентальное космическое сознание, которое, возможно, уже создано цивилизациями, успевшими развиться ранее человечества, и растворено в самом космосе.

 То есть нечто, развивающееся вне пространства и времени?

 Конечно. Как показали исследования А. Р. Лурии, гипнотические эксперименты В. В. Кучеренко, человек помнит практически все, с чем сталкивался в жизни. Это огромный объем. Можно извлечь из его памяти номер машины, которая случайно попала в поле зрения десятки лет назад. Но если мы допускаем возможность хранения практически всего опыта человека в его памяти, то можно допустить и вероятность сохранения космического опыта, т. е. какую-то бесконечную память, емкость космического сознания.

 Как вы считаете, обращение человечества к бессознательному не противоречит технологическому развитию цивилизации?

 Интересный вопрос. Такой экстенсивный путь развития цивилизации – технологический – наверное, уже близок к исчерпаемости. Запасы природных ископаемых ограниченны, и мы постепенно переходим к энергосберегающим технологиям, информационным формам цивилизации, когда на передний план выходят не технологические формы цивилизации, а формы обработки информации, требующие гораздо меньше энергии. Мне кажется, что со временем цивилизация будет становиться все более гуманитарной. Рано или поздно наступит, как считает психолог Александр Григорьевич Асмолов, «психозойская эра» – эра доминирования психологических практик и технологий, направленных на самого человека, а не на его технологическое обеспечение, которое, достигнув определенного уровня, не будет так экстенсивно развиваться.

– Как вы думаете, машинная цивилизация может развиваться автономно от человека, в направлении понимания собственной идентичности? Или человек останется каким-то образом с ней связанным? Симбиотический интеллект – по-вашему, это реализуемый сценарий?

 Я достаточно скептически отношусь к понятию «искусственный интеллект». Человек не сложный арифмометр. Для создания искусственного разума, сопоставимого с человеческим, необходимо каким-то образом воспроизвести эмоции и ощущения. Но человеческие ощущения – очень сложное соотношение рационального и эмоционального. Эмоции меняют всю структуру ассоциативных полей, на основе которых и осуществляются процессы мышления. Эмоции, аффекты, мотивы входят и в человеческое мышление, сознание, бытие.

Но даже самые мощные и быстрые квантовые компьютеры не могут сравниться с человеческим разумом, поскольку в них отсутствует главное – элементарное ощущение, которое есть даже у простейших. И никто пока еще не смоделировал простейшей эмоции.

В плане симбиотического взаимодействия человеческого интеллекта и компьютерных технологий можно, конечно, внедрить в познавательные структуры человека какие-то отдельные элементы, например искусственный глаз для слепого, передающий с видеокамеры в мозг спайки электрических импульсов (аналогично тому, как это делает естественная зрительная система), которые мозг обрабатывает и строит зрительные образы. Но это все периферия человеческой психики так же, как и искусственные конечности. Сущность человеческого, да и животного разума смоделировать, может быть, принципиально невозможно.

 Человек уже сегодня вступает во взаимодействие со сложными электронными устройствами, и это меняет его психику. Параллельно совершенствуются и компьютерные технологии. Как вы думаете, возможно ли, что со временем граница между человеком и искусственной системой перестанет быть такой четкой, а какие-то психические системы будут строиться с опорой на внешние устройства?

 Конечно, развитие технологий меняет и ментальность, и сознание человека. Мы всегда чем-то жертвуем, приобретая новое. С развитием письменности мы потеряли во многом дух импровизации. С развитием кино и телевидения значительно снизились возможности памяти запоминать аудиовизуальные ряды, а точнее – извлекать из памяти эту информацию. Появился Интернет, и ушел эпистолярный жанр. Благодаря Интернету, телевидению, рекламе трансформируются язык и сознание, стали говорить о клиповости сознания, рваном нарративе и прочем.

Бесспорно, психика человека, согласно культурно-исторической теории Выготского, будет меняться. Но, с моей точки зрения, даже самые совершенные технические устройства – это лишь орудия для человека. Орудия интеллекта, памяти, познания. Присваивать орудиям статус субъекта у меня желания нет. Опыт работы в психологии не позволяет мне говорить о такой возможности.

Есть компьютерные программы, пишущие музыку. Но искусство – это порождение каких-то новых смыслов. Способно ли техническое устройство не имитировать творчество по заложенным в него алгоритмам, а порождать новые смыслы, стать чем-то, понимающим и возвышающим человека?

 Мы наблюдаем интерес к конгрессу «Глобальное будущее 2045» со стороны самых разных людей. Как вы думаете, кому и почему могли бы быть интересны и полезны такого рода мероприятия?

 Для успешного существования общества необходимы какие-то научные, философские, религиозные смыслы, выводящие человека за пределы его личного благосостояния, комфорта, развивающие и вдохновляющие его. Подобные симпозиумы и конгрессы в каком-то смысле сбивают человека с обыденного рутинного пути и заставляют взглянуть на звезды, подумать о смысле собственного существования.

Обществу необходимы ученые, мыслители, религиозные деятели, занятые возвышением духа человека, акцентирующие внимание на процессах, не связанных с индивидуальным благом и личной жизнью. Для будущего человечества очень важно, чтобы оно осознавало себя как звено глобального цивилизационного процесса, как участника глобальной космической эстафеты.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............