Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
11 комментариевИстория конфликта в Дарфуре
В начале 2003 года на западе Судана, в регионе Дарфур, вспыхнуло вооруженное восстание. Повстанцы ставили целью как минимум вывод региона из экономической и политической изоляции, а как максимум – добиться независимости Дарфура и даже свергнуть центральное хартумское правительство.
Конфликт между африканским оседлым населением и арабоязычными кочевниками Дарфура имеет исторические корни, но в 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из представителей африканских этнических групп фур, масалитов и загава: «Движение освобождения Судана» (Sudan Liberation Movement – SLM) и «Движение справедливости и равенства» (Justice and Equality Movement – JEM).
Под предлогом борьбы с повстанцами правительство Судана задействовало организованное из местных арабоязычных кочевников ополчение «Джанджавид», бойцы которого уже два года проводят регулярные карательные рейды против африканского гражданского населения. Отряды «Джанджавид» поддерживаются регулярной армией: известно, например, о многочисленных фактах бомбардировки мирного населения с использованием самолетов и вертолетов ВВС Судана.
По мнению наблюдателей, ситуация осложняется тем, что недавно в Дарфуре были обнаружены богатые залежи нефти, есть все основания предполагать, что конечной целью правительства Судана является тотальное изгнание с нефтеносных территорий африканского населения и по возможности его уничтожение.
- Покой и воля
- Омара просят присесть
- «Декларация о добрых намерениях»
- Омару дали год
- Совбез разделенный
Людей выгоняют из деревень, уничтожают посевы, запасы продуктов, скот, отравляют источники воды. Затем беженцев сгоняют в специальные лагеря и держат их там почти без воды и пищи, тем самым обрекая на медленную смерть. Тех, кто пытается выйти за границы лагеря в поисках еды или воды, уничтожают. Кроме того, правительство Судана всячески препятствует поставкам из-за рубежа гуманитарной помощи для беженцев.
ООН оценивает количество принудительно перемещенных в результате конфликта лиц более чем в 2 миллиона человек, а число жертв — в 180 тысяч человек. Однако это цифра не является точной, поскольку не учтены данные о смертности в некоторых лагерях, расположенных в труднодоступных районах Дарфура. По мнению экспертов, более близка к реальности цифра в 300 тысяч погибших, озвученная британской парламентской комиссией.
Несмотря на многочисленные доклады международных наблюдателей о критической ситуации в Дарфуре, международное вмешательство маловероятно. Попытки применить санкции против Судана не проходят по причине столкновения интересов крупных держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Например, Китай является самым крупным покупателем суданской нефти, а Россия поставляет в Судан оружие. Во-вторых, затягивающийся конфликт в Ираке исключает возможность выделения средств со стороны США и ее союзников на проведение миротворческой операции в Дарфуре.
В 2004 году тогдашний президент США Джордж Буш-младший назвал происходящее в Дарфуре геноцидом, однако тем и ограничился: реальных шагов, чтобы остановить резню, предпринято не было.
Сейчас в зоне конфликта находится группа миротворцев с мандатом Африканского союза, однако ее эффективность невысока, в основном из-за малочисленности и плохого финансирования, а также ограниченности прав, предоставляемых мандатом, говорится на сайте Геноцид.Ру.
Правительственные войска и повстанцы обвиняют друг друга в зверствах. Большая часть обвинений касается действий «Джанджавид». Этнические чистки привели к тому, что около миллиона человек покинули зону конфликта и укрылись в соседнем Чаде.
В феврале 2004 года правительство Судана после захвата города Тине на границе с Чадом объявило о своей победе над восставшими, однако повстанцы утверждают, что они сохраняют контроль над сельскими районами.
Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые, в принципе, можно объединить в две группы: чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям.
Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли, причем чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом в захвате рабов и последующей их перепродаже в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов. В конце ХХ века пустыня стала поглощать ранее пригодные к обитанию земли, заселенные арабами-кочевниками, и те стали мигрировать на юг, что привело к обострению межэтнических отношений.
Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.
Политический конфликт также приобрел экономическую (борьба за земельные и водные ресурсы между скотоводами, в основном арабского происхождения, и чернокожими земледельцами) и этническую окраску, ведь в ходе боевых действий арабские деревни оставались нетронутыми, тогда как деревни, населённые чернокожими суданцами, сжигались дотла.
Уже вскоре после начала конфликта чаша весов склонилась в пользу лучше вооруженных отрядов «Джанджавид». К весне 2004 года кризис принял международные масштабы, когда более 100 тысяч беженцев, преследуемых отрядами «Джанджавид», хлынули в соседний Чад, что привело к столкновениям между «Джанджавид» и чадскими пограничниками.
В 2004 году генеральный секретарь ООН на то время Кофи Аннан предупредил мировую общественность о реальной опасности геноцида в Дарфуре. Наблюдатели сравнивали действия «Джанджавид» с резнёй в Руанде, а применяемые ими методы – с этническими чистками в Югославии. В то же время удаленность зоны конфликта крайне затрудняла возможность доставки гуманитарной помощи сотням тысяч пострадавших.
В начале июля 2004 года регион посетили Кофи Аннан и госсекретарь США Колин Пауэлл. Африканский союз и Европейский союз направили представителей для наблюдения за прекращением огня, соглашение о котором было подписано в апреле 2004 года.
30 июля 2004 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию по кризису в Дарфуре, обязывавшую правительство Судана в течение 30 дней разоружить отряды «Джанджавид». В противном случае по отношению к Хартуму пообещали применить экономические и дипломатические санкции вплоть до военного вмешательства.
Лига арабских государств потребовала предоставить Судану более длительный срок и предупредила, что Судан не должен превратиться в ещё один Ирак. ЛАГ категорически отвергла любое военное вмешательство в зону конфликта.
23 августа 2004 года в столице Нигерии Абудже начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса с участием представителей дарфурских повстанческих группировок («Суданская освободительная армия» и движение «Справедливость и равенство»), суданского правительства и действующего председателя Африканского союза президента Нигерии Олусегуна Обасанджо.
Встреча проходила под эгидой Африканского союза при участии Лиги арабских государств, а также Эритреи, Ливии, Уганды, Чада и Мали. Переговоры практических результатов не принесли.
25 августа 2004 года Еврокомиссия объявила о выделении Судану гуманитарной помощи на сумму 20 миллионов евро для преодоления кризиса в Дарфуре. Около 15 миллионов евро предоставлено на покупку продовольствия и медикаментов беженцам, остальные 5 миллионов евро выделялись миротворческим организациям, действующим на территории Дарфура. С января по август 2004 года Еврокомиссия выделила Судану 104 миллиона евро гуманитарной помощи.
18 сентября 2004 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о событиях в Судане, которая потребовала от властей страны оказать давление на боевиков, убивающих мирное население в Дарфуре. СБ ООН потребовал от Судана более активно сотрудничать с Африканским союзом в урегулировании конфликта. В Дарфуре к этому времени находились 80 инспекторов и 300 военнослужащих из различных африканских стран (в основном из Нигерии). ООН потребовала от Судана значительного увеличения контингента Афросоюза в Дарфуре.
Обозреватели отмечали неслучайность того, что резолюция увязывала проблему геноцида в Дарфуре с нефтью. Сам кризис разгорелся буквально сразу после того, как в этой части страны были обнаружены колоссальные запасы нефти. Ее разработкой занимаются французские и китайские нефтяные компании, поэтому Судан в ООН поддерживают Франция и Китай, а вот США выступают против него.
Суданское правительство считает обсуждение кризиса в ООН вмешательством в свои внутренние дела и попыткой США развязать агрессию против своей страны.
18 октября 2004 года в Триполи (Ливия) состоялся саммит с участием делегаций Ливии, Судана, Чада, Египта и Нигерии, а также представителей двух повстанческих группировок Дарфура, где была предпринята попытка урегулировать кризис силами самих африканцев и избежать применения к Судану международных санкций.
Судан выступил здесь с рядом инициатив: предложено, например, провести децентрализацию власти в провинции, создав органы местного самоуправления. Судан также объявил о согласии значительно увеличить военный контингент Африканского союза в Дарфуре — с 465 человек до 4,5 тысяч человек. Однако, как заявил позднее председатель Африканского союза Олусегун Обасанджо, количество войск будет увеличено лишь до 3,3 тысячи человек и не ранее начала ноября 2004 года. Для содержания военного контингента в Дарфуре ЕС выделил 220 миллионов долларов.
На саммите в Ливии участники договорились, что проблему Дарфура нужно решать своими силами, без вмешательства международного сообщества.
В мае 2006 года в результате переговоров между властями Судана и лидерами дарфурских повстанческих группировок в Абудже (Нигерия) подписано мирное соглашение между центральными властями и самой крупной группировкой повстанцев. Однако эти соглашения не выполнены в полном объёме, а не охваченные соглашением группировки продолжали военные действия. Правительство также возобновило военные операции.
В июле 2007 года в Совет Безопасности ООН поступил разработанный Францией, Великобританией и Ганой проект резолюции о создании 26-тысячного контингента войск ООН для отправки в Дарфур. Контингент предлагается сформировать ООН и Афросоюзом (см. ЮНАМИД).
В стране уже находится семитысячный корпус военнослужащих из стран Афросоюза. Желание принять участие в миротворческой операции высказали КНР и Россия.
В октябре 2007 года правительственными войсками сожжён город Хасканита.
Международный комитет Красного креста, одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителей кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире, сообщает Википедия.
В середине февраля 2009 года суданские власти заключили перемирие с одной из самых радикальных группировок – «Движением справедливости и равенства», что дало новую надежду на начало новых переговоров о мире.
В марте 2009 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест суданского президента Омара аль-Башира, что резко обострило ситуацию в стране.