19 января, суббота  |  Последнее обновление — 07:56  |  vz.ru
Разделы

«Желтые жилеты» во Франции играют в «обмани жандарма»

Дарья Митина, секретарь ЦК Oбъединеннoй Кoммунистическoй Партии
Главная загадка для стoрoннегo наблюдателя – структура и спoсoб oрганизации «жилетoв». Дo сих пoр никтo не мoжет сфoрмулирoвать, где нахoдятся центры кooрдинации манифестантoв, какoвo ядрo движения, ктo егo лидеры. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

В России платят слишком много налогов

Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества
Фискальное давление на граждан необходимо снижать. Ведь налоги у нас де-факто регрессивные: чем человек беднее и чем порядочнее относится к государству, тем больше платит и теряет. Обычный работник офшорами не пользуется. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Новые чиновники не отличаются от советских продавщиц

Антон Крылов, журналист
Похоже, что чиновничество, по крайней мере среднего и мелкого уровня, в России как-то резко и вдруг поломалось. Ну, или перестало соответствовать запросам общества. И главный вопрос – где же взять другое? Именно другое, не новое. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

    Власти Сербии устроили Путину пышную встречу в Белграде

    Путин нанес официальный визит в Белград – уже четвертый по счету. Встречали нашего лидера подчеркнуто торжественно. Уже при входе в воздушное пространство его самолет встретил эскорт из трех МиГ-29. В аэропорту Путина ждал президент Александр Вучич с ротой почетного караула
    Подробности...

    В Детройте открылся ежегодный Североамериканский международный автосалон

    Первая автомобильная выставка в Детройте состоялась в 1889 году. Спустя почти 100 лет автосалон из преимущественно регионального события стал событием международного уровня. Корпорация Toyota в этом году в Детройте представила свое спорткупе Toyota GR Supra. В Европе автомобиль поступит в продажу лишь летом, и для покупки будет доступно лишь 900 авто
    Подробности...

    Взрыв газа разрушил многоэтажку в ростовских Шахтах

    На девятом этаже жилого дома в городе Шахты Ростовской области взорвался газ. Повреждены четыре квартиры на девятом и восьмом этажах. На данный момент известно об одном погибшем, судьба еще четырех неизвестна. Из дома эвакуированы 140 человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Мексике взорвался трубопровод с горючим

        Главная тема


        "Газовая атака" Украины на Россию продлится до выборов

        виновным себя не признает


        Стало известно, чем занимался обвиняемый в шпионаже американец Пол Уилан

        О спорт, ты - мир!


        Украинского футболиста в соцсетях завалили оскорблениями за переход в российский клуб

        громкое дело


        Изнасилованную дознавательницу из Уфы уволили из полиции

        Видео

        пропагандистская акция


        В истории с «возвращением Т-34 на родину» есть ряд странностей

        депортированная журналистка


        Высылка Елены Бойко будет использована Украиной против России

        общественное мнение


        Стыд за развал СССР не удастся использовать для уничтожения России

        борьба с коррупцией


        Почему в Краснодарском крае самые наглые судьи в России

        тяжелый транспортник


        Кому под силу воссоздать советский «Руслан»

        Депортация на Украину


        Андрей Бабицкий: Русским нельзя бросать своих

        История дипломатии


        Владимир Можегов: Версальский «мир», или Где рождаются Гитлеры?

        Исторический ревизионизм


        Сергей Худиев: Кто в России хвалит Гитлера и Власова

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы лично прощать долги?

        «Северный поток – 2» поможет России существенно сэкономить

        Газпром использует на «Северном потоке – 2» технологическое оборудование с «Южного коридора», который должен был питать черноморскую трубу   26 мая 2016, 21:47
        Фото: Шамуков Руслан/ТАСС
        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Финансовый директор проекта «Северный поток – 2» раскрыл некоторые финансовые параметры трубопровода. Тем самым он ответил на упреки в том, что газопровод якобы является чисто политическим начинанием. При вводе проекта в строй Россия сможет существенно сэкономить. Хотя есть ряд факторов, которые будут удлинять окупаемость трубопровода, и некоторые из них созданы Европой.

        Тариф на транспортировку газа по трубопроводу «Северный поток – 2» будет вполовину дешевле, чем через территорию Украины, заявил финансовый директор Nord Stream 2 Пол Коркоран.

        «Тарифы на «Северный поток» гораздо ниже, примерно на 50%, чем через Украину. И это еще до того, как Украина объявила в одностороннем порядке о повышении тарифа»

        «Этот проект является экономически обоснованным... Что касается тарифа на транспортировку газа: сравнивая эти тарифы с украинскими тарифами, тарифы на «Северный поток» гораздо ниже, примерно на 50%, чем через Украину. И это еще до того, как Украина объявила в одностороннем порядке о повышении тарифа», – цитирует Коркорана РИА «Новости».

        Кроме того, он уточнил, что бюджет строительства «Северного потока – 2» составляет 8 млрд евро, и выразил уверенность, что «мы удержимся в этом бюджете».

        Тем самым Коркоран как бы отвечает США, выступающим против строительства «Северного потока – 2». Буквально в середине мая спецпосланник и координатор Госдепартамента США по международной энергетике Амос Хохштейн попытался убедить, что этот проект якобы не является коммерческим, что Россия строит трубу исключительно из политических целей – для «давления на Украину».

        Однако тот факт, что Газпрому не придется платить Украине за транзит с появлением «Северного потока – 2», – это уже прямая выгода для России. Только в 2015 году Украина получила 2 млрд долларов за прокачку российского газа в Европу. Это значит, что только на поставке газа в Европу по «Северному потоку – 2» вместо транзита через Украину Газпром сможет экономить в год как минимум 1 млрд долларов, или 900 млн евро. Иными словами, Газпром сэкономит те же 8 млрд евро, что сейчас вложит в «Северный поток – 2», уже за девять лет.

        А если учесть постоянные требования Киева, чтобы Газпром платил ему больше за транзит, то потенциальная выгода России от перенаправления поставок газа на «Северный поток» становится еще более существенной.

        Сначала Киев с 1 января 2016 года в одностороннем порядке поднял тарифы на транзит газа по своей территории. До этого Нафтогаз не раз говорил, что хочет получать не 2,7 доллара (как в 2015 году) за транспортировку тысячи кубометров на 100 километров, а 5 долларов. Назывался даже желаемый тариф в 7,9 доллара. Потом Киев назвал цифру в 4,5 доллара, ссылаясь на новую методику расчетов, которую он придумал сам. Тогда как тариф на транзит прописан в контракте от 2009 года. Но для Киева, как всегда, контракт ничего не значит. Он хочет менять правила игры в свою пользу в любой момент. Впрочем, эта провокация сошла на нет, и, скорее всего, не без участия Евросоюза, который в этом споре терял больше всего из-за возможной остановки транзита газа через Украину уже в этом году.

        Чуть позже Нафтогаз попытался вытянуть больше денег из Газпрома под другим предлогом. В феврале директор по развитию бизнеса Нафтогаза Юрий Витренко заявил, что если в 2015-м Газпром заплатил 2 млрд долларов за транспортировку 67 млрд кубометров по украинской территории, то в 2016 году за тот же объем транзита Газпром должен заплатить в три раза больше – 6,1 млрд долларов. Свой расчет Витренко построил исходя из транспортировки 110 млрд кубометров зарезервированных мощностей. Вот только в контракте опять же ни слова не сказано о том, что Газпром обязан прокачивать через Украину такие объемы, или о штрафах за непрокачку такого объема.

        На самом деле Украина пользуется монопольным правом, и тарифный механизм абсолютно не рыночный, считает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс».

        «Собственно, строительство коридоров через Балтийское и Черное моря задумывалось для того, чтобы снизить зависимость от Украины и привести ее тарифную политику в рыночные рамки. Почему, к примеру, украинская сторона устанавливает тарифы не в местной валюте, ведь никаких валютных расходов и рисков по организации транзита, кроме специально придуманных, она не несет? Или почему Киев поднимает тарифы на 20–50% просто по случаю наступления 1 января? Тариф в Европе начинается от 2 евро за 1000 кубометров за 100 км, так почему же Украине Газпром должен платить 7,9 евро?» – отмечает Ващенко.

        Другое дело, что есть ряд факторов, которые будут удлинять окупаемость проекта «Северный поток – 2». Необходимость держать низкие тарифы, о которых, вероятно, договорились акционеры проекта. Низкие цены на газ, а сейчас это около 166 долларов за тысячу кубометров, тоже снизят доходы и возврат инвестиций.

        «Я все-таки считаю, что за год будет окупаться не более 3–5% стоимости проекта, иначе низкие тарифы не обеспечить. Но 1,25 евро на протяжении всего срока – невероятный случай. Тогда инвестор признает проект нерентабельным и откажется в пользу альтернативных вложений. Поэтому, скорее всего, средний за 25 лет тариф будет не менее 3,5–4 евро. Соответственно, это даст горизонт окупаемости порядка 22–30 лет», – посчитал Ващенко. При условии стоимости строительства в 8–10 млрд евро и ставке на заемные средства в 6%. Под проект будут брать кредит.

        Впрочем, для таких крупных проектов срок окупаемости в два десятилетия – вполне традиционный. Например, средний срок окупаемости атомных электростанций в мире составляет 15 лет. Срок окупаемости АЭС «Белене», например, оценивался почти в 19 лет при ее цене в 6,4 млрд евро. А тоннель под Ла-Маншем, 22 года назад соединивший континентальную Европу с Великобританией, до сих пор так и не окупился.

        Есть еще один момент, который усложняет коммерческую выгоду России как от первого «Северного потока», так и от второго. И за этим стоит сама Европа. Речь идет о Третьем энергопакете ЕС, который снижает экономику трубопроводных проектов, причем, что характерно, исключительно российских. По нормам Третьего энергопакета, на территории ЕС к трубопроводу должен быть обеспечен доступ для любого поставщика газа. «Северный поток» идет в Германию, а оттуда через газопровод Opal (на европейской территории) газ поступает другим покупателям. Из-за норм Третьего энергопакета Газпрому разрешили прокачивать газ по OPAL только на 50% мощностей трубы. Оставшуюся половину оставили для некоего «другого поставщика», которого и в помине нет. Она просто простаивает. Но вот для Трансандриатического газопровода TAP, который проходит по европейской территории и по которому будет поступать азербайджанский газ, ЕК выдала исключение из правил Третьего энергопакета. Азербайджан сможет закачивать свой газ в эту трубу под 100%. Газпром, сколько ни просил, такой поблажки не получил.

        Собственно, та же участь грозит и «Северному потоку – 2». По германской территории должен будет идти отвод от него, условно Opal 2. И если этой трубе тоже не дадут исключения из правил, как для TAP, то Газпрому придется качать по своей новой трубе опять меньше, чем позволяют мощности. Такие двойные стандарты ЕС, безусловно, снижают коммерческую составляющую газпромовских проектов.

        Почему же Газпром идет на это? Дело в том, что, когда Европе надо больше газа, она с легкостью разрешает-таки Газпрому прокачивать больше. Германия то и дело предоставляет временное исключение для Opal, то есть по факту Газпром заполняет не половину мощности трубы, а куда больше – то 70%, то все 100%. Вот, например, в настоящее время, как говорит Пол Коркоран, загруженность газопровода «Северный поток» составляет 84%.

        Не давать постоянное исключение из правил, как для TAP, вместо этого по факту разрешать Газпрому прокачивать через Opal больше, то есть обходить юридические ограничения, когда это надо самой Европе – это ли не способ держать Газпром на коротком поводке?

        Несмотря на все эти риски, строительство трубы более чем необходимо. Особенно в условиях прекращения действия транзитного договора с Украиной в 2019 году. Если у Москвы к этому моменту не будет альтернативного способа доставки газа в Европу, то Украина сможет вить веревки из Газпрома. Ему придется согласиться на самые убыточные для себя условия Киева, ведь у Газпрома имеются обязательства перед европейскими потребителями далеко за пределами 2020 года.

        Несмотря на все трудности, Европа еще не одно десятилетие будет с радостью покупать именно российский газ. «Российский газ в Европе всегда в обозримом будущем будет дешевле альтернативных поставок (за исключением небольших пока объемов СПГ из США), поэтому на строительство альтернативных маршрутов стоит налегать», – согласен Ващенко.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............