Депутаты решили помочь Газпрому с Украиной и законодательно запретить виртуальный реверс газа из ЕС на Украину. В Госдуме разрабатывается проект закона по запрету реэкспорта российского газа, рассказал первый зампред комитета ГД по промышленности, единоросс Владимир Гутенев. Законопроект планируется внести на рассмотрение нижней палаты парламента до конца текущей сессии.
Нельзя нашим внутренним законодательством запретить торговые отношения, которые идут на территории ЕС и Украины
Гутенев предлагает запретить иностранным государствам реэкспорт поставленного им Россией газа тем потребителям, которые не выполняют контрактные условия «бери и плати», а также имеют финансовую задолженность перед Россией. Это прямой намек на запрет реверса газа на Украину. И дело даже не в том, что Украина является главным должником по оплате поставок российского газа. Даже если Киев расплатится по счетам, запрет на реверс туда газа сохранится, потому что Украина ни разу не выполнила условие «бери и плати» с 2009 года, когда был подписан контракт. И вряд ли когда-нибудь выполнит его.
По данному условию Нафтогаз должен платить минимум за 33,3 млрд кубометров газа ежегодно, даже если такое количество газа не потребляет. Украина же каждый год выбирала меньше газа и недоплачивала за недобор. Газпром, впрочем, смотрел на это сквозь пальцы. Но теперь, учитывая ситуацию, решил напомнить Киеву о нарушении контракта. За 2012 год Газпром выставил счет за недобор газа на 7 млрд долларов, за 2013 год сумма достигла 11,4 млрд. Для сравнения: вместо обязательной покупки 33 млрд кубов Украина отобрала в прошлом году только 12,9 млрд кубометров газа и, как известно, не заплатила полностью даже за это.
С одной стороны, предложение Гутенева направлено на защиту национальных интересов России, однако способ защиты выбран крайне сомнительный. Предложение запретить реэкспорт газа на Украину эксперты называют популистским.
«Это абсолютная юридическая безграмотность. Реэкспорт осуществляется ведь не на территорию России, а в другую страну. Нельзя нашим внутренним законодательством запретить торговые отношения, которые идут на территории ЕС и Украины. Это юридически некорректно, это работать не будет, поэтому это чистый популизм», – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. С этим согласен и замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
К примеру, у ЕС есть внутреннее законодательство в сфере энергетики – второй и третий энергопакеты. Газпром должен их выполнять, но только потому, что работает на территории еврозоны. ЕС не может навязать эти законодательные правила внутри России.
Из слов Гутенева можно также предположить, что речь идет о том, чтобы законодательно обязать российских поставщиков и производителей вносить в свои соглашения с иностранными партнерами пункт о запрете реэкспорта покупаемого ими российского газа, не исключает Антон Соничев, эксперт центра «Общественная дума». Но, по его словам, момент запрета реэкспорта нужно решать на уровне соглашений между странами, но никак не с помощью российского закона. При этом крайне сомнительно, что европейские покупатели согласятся на изменение условий контракта.
Надо сказать, что в контракте с Украиной прописан запрет на реэкспорт газа в другие страны. До введения данного запрета Украина в течение многих лет зарабатывала на перепродаже российского голубого топлива, приобретая его по низкой цене и поставляя в Европу по высокой.
Однако, по словам Алексея Гривача, в контрактах с европейскими потребителями запрет на реэкспорт не прописан. Между тем Газпром не раз выказывал недовольство по поводу реверса газа из Европы на Украину. Однако речь шла не о том, что нельзя осуществлять реэкспорт российского газа. Главу компании Алексея Миллера возмущала сомнительность схемы этого реверса.
Украина получает газ из Европы только на бумаге, на практике же этот якобы европейский газ не пересекает, например, польско-украинской границы. Нафтогаз просто отбирает из транзитной трубы российский газ, а платит за него европейским трейдерам. И это незаконно: труба принадлежит Украине, но газ внутри нее – России. Это так называемый виртуальный реверс.
Возникает и другая проблема: Нафтогаз берет у Газпрома плату за транспортировку определенного суточного объема кубометров газа по транзитной трубе. Но на самом деле Нафтогаз транспортирует меньше из-за этого реверса. Получается, что Газпром платит за услугу, которую ему не оказывают. Это идет вразрез с обязательствами в рамках контракта.
Правда, Словакия на такие махинации, предложенные Киевом, в отличие от Венгрии и Польши, не пошла. Поэтому и реверс из Словакии начался только в этом году, а не в 2012-м. Словакия настояла на строительстве газопровода Вояны – Ужгород, который позволяет превратить реверс из виртуального в физический. Юридически такой подход законен.
«Шансы на принятие предложенного закона средние. Реально он может заработать, только если иностранные партнеры согласятся на включение такого пункта в их договоры и если Россия сможет проследить за соблюдением этого пункта зарубежной стороной. Но вероятность этих событий не очень высока, потому что на практике эти нарушения труднодоказуемы», – считает Антон Соничев.
«Российской стороне сложно доказать реэкспорт именно своего газа, поскольку реверс из Европы на Украину юридически оформлен не как реэкспорт российского газа, хотя на практике это именно так. Принятие закона не поможет решению этой проблемы, и доказать реэкспорт будет так же сложно, как и сейчас», – отмечает юрист.
Поэтому Газпром уже несколько лет и мирится с реверсом газа на Украину, ограничиваясь только риторикой без обращения в суд. Однако у Газпрома все же есть законный способ помешать реверсу. И в этом году он начал его применять.
В сентябре Венгрия и Польша вынуждены были прекратить реверс газа на Украину, потому что у них не оказалось лишнего газа. Все уходило европейским потребителям. Это стало следствием действий Газпрома: он начал качать газ через Украину в Европу только в том объеме, который обязан поставить по контракту в любом случае. А вот на заявки европейцев сверх этого объема стал отвечать отказом. Официальная версия была, конечно, техническая, но все всё понимали.
И это, кстати, еще одно доказательство того, что Украина покупала никакой не европейский газ, например, норвежский, а все тот же российский, только не напрямую у России, а через посредника. При этом цена реверсного газа сопоставима с ценой, которую предлагает Газпром – 385 долларов за тысячу кубометров. Между тем уже скоро наступят холода, и спрос на газ в Европе вырастет. И у нее уже объективно не будет лишнего газа для продажи Украине. Это, впрочем, не помешает Киеву отбирать газ из транзитной трубы, просто платить он уже никому за него не будет.
Ранее ЕК признала, что Киев в этом случае будет воровать газ. Премьер-министр Украины Яценюк в четверг расписался фактически в том же, заявив, что Украина не может гарантировать транзит российского газа в Европу.
Таким образом, газовый кризис создается на пустом месте. Потому что несогласие с ценой выглядит смешно. Киев с легкостью покупает российский газ через Европу по 385 долларов за тысячу кубометров, но отказывается покупать то же топливо по той же цене у Газпрома.