Авторские колонки

Антон Крылов
журналист

Антон Крылов: Удар по безопасности и благополучию

10 апреля 2017, 18:45

Когда где-то меняется власть, находится много желающих половить рыбку в мутной воде. Например, в Новгородской области, где в давно заслуженную отставку был отправлен губернатор Сергей Митин, РЖД явно тяготилась необходимостью, как это называют транспортники, «возить воздух» в поездах типа «Ласточка», курсирующих из областной столицы в Санкт-Петербург.

Транспортная связность страны – это вопрос стратегической важности

«Ласточки» ходили два раза в день, цены на них были довольно высоки, поэтому большой «населенностью» эти поезда не отличались. Зато благодаря им за несколько часов можно было с пересадкой в Чудово на «Сапсан» доехать из колыбели российской демократии до столицы и даже вернуться обратно в тот же день.

Словом, как только появилась возможность, новгородские «Ласточки» были переданы в «Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию», и теперь на все запросы РЖД отвечает: «А мы тут вообще ни при чем». При этом на сайте СЗППК честно сказано: «Компания является дочерним зависимым обществом ОАО «РЖД».

Перекладывание «Ласточки» из кармана в карман позволило железнодорожникам задрать цены еще выше и, самое главное, убрать стыковку с «Ласточкой» вечернего «Сапсана» из Москвы. Теперь желающим попасть в Великий Новгород не на ночном поезде придется платить за такси – потому что междугородние автобусы к «Сапсанам» тем более не привязаны.

Частная компания «Новгородавто», запустившая подобные перевозки из Чудово в Новгород (маршрутка менее комфортна, чем «Ласточка», но хоть что-то), столкнулась с давлением чиновников, также решивших показать свою важность и «заботу о гражданах», пока и. о. главы региона Андрей Никитин занят другими делами.

Удобное и качественное транспортное сообщение – это не «барство» (фото:Олег Золото/РИА Новости)

Кто-то может сказать – мол, не баре, поездите и ночным поездом, а если баре – то не поскупитесь на такси.

Но проблема в том, что «Сапсан» уже давно перестал быть барством – если брать билет заранее, то он обходится не сильно дороже нижней полки в плацкарте. Просто была возможность ездить удобно и недорого, а теперь «благодаря» РЖД и Управлению автодорожного надзора по Новгородской области такой возможности больше нет.

Развитие туризма? Инвесторы? Транспортная доступность? Удобство, наконец? Нет, ничего не знаем, «благодарим за неравнодушное отношение к организации пассажирского движения», как говорится в отписке, полученной мной из РЖД.

К сожалению, проблема эта системная, присущая не только Новгородской области.

Вот, скажем, наш русский «Куршевель», благодаря которому многие миллионы туристических рублей, которые могли бы быть потрачены за рубежом, остаются в стране, – сочинская Красная Поляна. Стоимость строительства железной дороги до горнолыжного курорта, согласно сметной документации, составила 285,44 млрд рублей. И действительно, добираться из Сочи в Красную Поляну и обратно по железной дороге где-то в два раза быстрее и на порядок удобнее, чем на рейсовом автобусе.

Если бы не несколько серьезных но. Во-первых, поезда ходят редко – шесть раз в сутки из Сочи до Красной Поляны и пять раз обратно. Во-вторых, стоят в два раза дороже автобусов – 427 рублей в одну сторону. В-третьих, нет никаких скидок для школьников. В-четвертых, последняя электричка из Сочи уходит в 17:29, то есть съездить из Красной Поляны на концерт или в цирк и вернуться обратно в горы на удобной и быстрой электричке невозможно.

Так зачем же было тратить сотни миллиардов рублей на железную дорогу? Чтобы пять раз в день по суперсовременным туннелям ездили полупустые «Ласточки», которыми туристы не пользуются из-за странного расписания, а местные жители из-за дороговизны?

Столичный «Аэроэкспресс», благодаря москвоцентричности нашей страны и вызванному этим огромному пассажиропотоку, пока сохраняет клиентов, но уже давно вдвоем в любой столичный аэропорт выгоднее ехать на такси, чем на экспрессе. А пробок, что бы ни говорили о Сергее Собянине, действительно стало заметно меньше, так что единственный имевшийся смысл поездки в аэропорт на электричке теряется – такси удобнее, а маршрутка в три с лишним раза дешевле.

У людей, определяющих тарифы в нашей стране, есть очень странная убежденность в том, что если сделать какую-то услугу очень дорогой, то высокая цена окупит малочисленность пользователей. Но это принципиальная, системная ошибка. Если что-то для человека дорого – он не будет этим пользоваться от слова «вообще».

Я сам неоднократно замечал, что в дешевых странах Восточной Европы трачу на еду гораздо больше, чем в Западной, а особенно в Северной. Потому что в запредельно дорогой Норвегии просто не пойду в ресторан, а куплю сэндвич в супермаркете. А в Венгрии и позавтракаю, и пообедаю, и поужинаю в кафе – потому что по отдельности все дешево, а в итоге выйдет больше, чем за день в Осло.

Московские рестораторы, кстати, это отлично понимают, поэтому массово открывают недорогие бургерные и винные бары с «магазинной» наценкой, и даже в разы снижают цены на такой элемент «красивой жизни», как воспетые Льюисом Кэрроллом устрицы. Просто потому, что склизкий комочек живой плоти моллюска за 500 рублей купят даже в богатой миллионерами Москве немногие. А за 150 устрица уже мало чем отличается по цене от по-прежнему популярных суши.

Частный бизнес это отлично понимает и зарабатывает даже в кризис. А государственные компании категорически не хотят понять эту очевидную истину, хотя их главная задача – не тупо заработать денег, а обеспечить транспортную связность страны.

Причем у тех же РЖД (или их очередной дочки) есть позитивные примеры: скажем, «Ласточка» из Москвы до Зеленограда стоит 170 рублей и идет полчаса, в отличие от обычной электрички, преодолевающей этот путь за 100 рублей и 50 минут. И очень многие предпочитают переплатить 70 рублей и сэкономить 20 минут. Но и у желающих сэкономить есть альтернатива.

Почему-то подобные случаи правильного расчета тарифа единичны. А примеров того, как чиновники и госкомпании своими «экономически обоснованными» тарифами лишают смысла дорогие инфраструктурные проекты, можно привести еще много.

По-прежнему остаются по сути запретительными тарифы на платной трассе М-11 от Москвы до Солнечногорска. И ведь, как и в случае с устрицами, число людей, готовых заплатить 150 рублей, было бы на несколько порядков выше, чем согласных отдать 450. Но концессионер упорно держится за практически пустую и приносящую в разы меньше прибыли, чем могла бы, дорогу при нынешних, пусть и слегка сниженных по сравнению с первоначальными, но все равно драконовских ценах.

Дороги нужны для того, чтобы по ним ездили люди. И если где-то ездит мало людей – это не значит, что нужно поднять цены, чтобы содрать последнее с тех, кто не может воспользоваться альтернативой. Наоборот, надо кардинально снижать тарифы.

Транспортная связность страны – это вопрос стратегической важности. Чем больше возможностей добраться из точки А в точку Б, тем больше в итоге заработает государство в целом. Скажем, в Китае это понимают и держат тарифы на скоростные поезда не на «экономически обоснованном», а на доступном гражданам уровне. И не боятся регулярно «возить воздух» на не самых популярных направлениях.

Именно отсутствие достойных альтернатив вынуждает граждан пользоваться регулярно влипающей в скандалы авиакомпанией «Победа», ездить на прибывающем до открытия метро ночном поезде из Великого Новгорода в Москву, трястись в старом автобусе из Сочи в Красную Поляну, стоять в пробке на Ленинградском шоссе и прочая, и прочая, и прочая.

Еще раз, напоследок: удобное и качественное транспортное сообщение – это не «барство». Это стратегическая безопасность государства, это экономическое развитие, это инвестиции. И это в итоге благополучие страны и граждан.

И каждый удар по транспортной связности страны – это, если называть вещи своими именами, удар по безопасности и благополучию всего государства, пусть даже его и прикрывают «экономической целесообразностью».

Вам может быть интересно

Свет, вода и тепло пропали в нескольких районах Киева
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Лавров назвал ЕС главным препятствием к миру на Украине

Евросоюз не скрывает подготовки к войне с Россией и становится ключевым препятствием к миру на Украине, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов