Можете поздравить, мне удалось запечатлеть результаты нынешнего отечественного народного кулинарного творчества. Потомки точно будут довольны. Очевидно, вобьют мое славное имя в скрижали истории, а необъятное туловище увековечат в бронзе.
Правда, оказалось, что в силу определенных социальных, культурных и экономических причин задача оказалась совсем необременительной.
Мне не пришлось собирать по крупицам разрозненные бесценные факты относительно кулинарных традиций, правильного отбора продуктов, рецептуры и композиции блюд. Не довелось уйти в многолетнее затворничество, дабы поседеть и состариться над громоздкими манускриптами. Пришлось всего-то потратить… 15 слов.
У обитателей современных российских городов остается все меньше времени на приготовление полноценной еды
Вот эти волшебные единицы речи, олицетворившие собой все величие сегодняшнего российского народного кулинарного ренессанса: чипсы, сухарики, орешки, сушеные морепродукты, экструдеры, соленые палочки, кондитерские изделия, молочные продукты, лапша быстрого приготовления. Именно эти «блюда» и составляют основу рациона значительной части нашего населения.
Я пришел к такому парадоксальному выводу, основываясь не на собственном опыте и рассказах товарищей, а изучив результаты исследования маркетинговой компании Nielsen, мирового лидера в сфере информационных и медиауслуг, имеющей подразделения более чем в ста странах мира со штатом сотрудников численностью более 44 тыс. человек.
Данное исследование базируется на данных аудита розничных продаж снековых категорий в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с апреля 2007 по март 2008 года.
В рамках исследования были изучены розничные продажи и динамика потребительских предпочтений в ключевых категориях товарной группы «Упакованные соленые закуски» (картофельные чипсы, сушеные морепродукты, сухарики, соленые орешки, экструдеры, соленые палочки и т.п.), а также в отдельных категориях продуктов питания, которые сходным образом удовлетворяют потребность населения в «перекусе», – кондитерских изделий, молочных продуктов, лапши и порционной еды быстрого приготовления.
Выяснился несколько интересных фактов. Во-первых, оказалось, что наша кухня все стремительнее превращается в закуски на бегу, теряя национальный колорит, сложившиеся веками «рецептурность» и подход к отбору исходных продуктов и специй. А во-вторых, что традиционные снеки составляют все большую конкуренцию за предпочтения и кошельки покупателей с другими, так сказать, традиционными продуктами питания.
Объяснение происходящему вполне очевидно: у обитателей современных российских городов остается все меньше времени на приготовление полноценной еды. Растут темпы жизни, увеличиваются и продажи «еды на бегу».
«Экономия времени и удобство потребления – два фактора, которые сегодня определяют основные тенденции развития продовольственного рынка и в мире, и в России, – считает Илона Лепп, директор отдела продаж и обслуживания клиентов подразделения аудита розничной торговли компании «Nielsen Россия». – Овсяная каша на молоке или омлет на завтрак, ежедневный неспешный домашний обед из трех блюд – все это в прошлом. Все чаще наш завтрак или обед превращаются в «перекус» тем, что можно быстро приготовить, а лучше сразу открыть и съесть, – и не исключено, что по дороге из одной точки города в другую. Изменения в ритме жизни и культуре питания городских жителей России – и особенно это касается крупнейших городов с более высоким уровнем доходов – стимулируют рост продаж как традиционных снеков, так и других продуктов, которые сходным образом решают задачу быстрого утоления голода».
В России на душу населения приходится порядка 0,6 кг чипсов ежегодно (фото: sxc.hu) |
По данным исследования, совокупные розничные продажи картофельных чипсов, сушеных морепродуктов, сухариков, соленых орешков и других снековых категорий выросли за прошедший год на 14% в стоимостном выражении, составив порядка 45 млрд рублей.
Из крупных категорий самыми быстрорастущими стали «Орехи» и «Снеки из морепродуктов», которые в стоимостном выражении выросли на 24 и 22% соответственно. За какие-то несколько лет соленые снеки из морепродуктов (относительно молодая снековая категория и «национальное открытие» российского продовольственного рынка) практически догнали по розничному обороту в деньгах картофельные чипсы, заняв, по данным Nielsen, 30% рынка соленых закусок. Самыми популярными у населения по-прежнему являются снеки из кальмаров (33% в натуральном выражении от розничных продаж в категории).
Самой большой категорией рынка упакованных соленых закусок остаются чипсы (34% рынка в стоимостном выражении), демонстрируя устойчивый рост и в натуральном выражении, и в деньгах. За период исследования розничные продажи картофельных чипсов в России выросли на 15% по стоимости. И потенциал для роста еще явно не исчерпан: в России на душу населения приходится порядка 0,6 кг чипсов ежегодно. Для сравнения, в США и Великобритании чипсов потребляется в 10 раз больше. Из зрелых потребительских рынков ближе всех к России по потреблению чипсов находится Франция – 1,4 кг в год на душу населения.
«Наше исследование показало, что люди готовы потреблять больше снеков, – добавляет Илона Лепп. – И не только в пиковые сезоны, и не только в качестве сопутствующего продукта (например, как закуску к пиву), но и в других ситуациях: чтобы быстро утолить голод. Самые быстрорастущие категории рынка соленых закусок объединяет общая тенденция – апсайзинг упаковки, что еще раз подтверждает готовность покупателей потреблять большее количество снеков и платить большую абсолютную цену. Усиливается и конкуренция снеков с продуктами из смежных категорий, которые могут употребляться в качестве перекуса. А ближе всего к ним по этой функции находятся шоколадные батончики, творожные десерты, упакованное печенье, чипсы, питьевой йогурт».
Рост продаж шоколадных батончиков за период исследования составил 23% в денежном выражении. На рынке молочных продуктов наиболее быстрыми темпами растут продажи питьевых йогуртов (в том числе за счет однопорционных продуктов, содержащих пробиотики, и других «продуктов для здоровья»).
Постепенное превращение питьевого йогурта в снековый товар подтверждается и ростом продаж йогуртов в небольших упаковках, который наиболее заметен в крупнейших городах. По данным исследования Nielsen, доля питьевых йогуртов в упаковке до 0,5 л на уровне 24 крупнейших городов России выросла с 44 до 56% от общего объема продаж в натуральном выражении. В Москве их доля еще выше – 67%.
Такие вот интересные данные могут предоставить нам маркетинговые исследования. А закончу данный трактат я словами того же Похлебкина:
«Надо сказать и о связи национальной истории с питанием людей в каждой отдельно взятой стране. Дело в том, что нельзя абстрагироваться от того, в какой стране живешь, и надо учитывать это при организации своего питания. Страна определяет не только общие природные условия нашего обитания, но и создает некие типичные условия нашего снабжения продуктами. Это необходимо иметь в виду, даже если имеется возможность закрыть глаза на местный рынок и ориентироваться исключительно на валютные супермаркеты. Предки, которые передали нам свои гены, нам, в конце концов, не простят. Отомстят. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать в своем питании национальной кухней своей страны. Как говорится, каждому свое: китайцу – китайская, французу – французская, а русскому – русская кухня. В основном. В существенном, на 75–80%. А вот 20–25% своего рациона можно разнообразить крокодильими отбивными или лягушачьими лапками. Ну, скажем, раз в год. А ведь больше-то у нормального человека и не получится. Но вот ежедневно ходить в «Макдоналдс», чтобы есть там регулярно «простую», но «мусорную» с точки зрения русской кухни еду, не следует. Такая «измена» отечественной кухне непременно скажется отрицательно, спустя порой пять, а то и более лет. Но скажется непременно».
От себя добавлю, что еда в значительной степени определяет не только состояние здоровья, но и сознание. Какая действительность мерещится поколению, питающемуся даже не готовыми (пусть и чужими по рецептуре и продуктовому составу) блюдами, а снеками, чипсами и лапшой быстрого приготовления, страшно даже представить…