Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияСовет Федерации рассмотрит закон об НКО
Вызвавший множество обсуждений закон о статусе «иностранного агента» для НКО, финансируемых из-за рубежа, будет рассмотрен в среду на заседании Совета Федерации.
Законопроект, предложенный группой депутатов-единороссов, вызвал недовольство многих общественных организаций. Ко второму чтению закона свои предложения внес в Госдуму президент РФ. Так, из-под действия принятого закона были выведены организации, госкорпорации и госкомпании, а также созданные ими НКО. Также под действие закона не подпадут государственные, муниципальные и бюджетные учреждения.
Закон дает определение понятию «политическая деятельность», которое будет использоваться для определения того, занимается то или иное НКО политической деятельностью или нет. Этому понятию соответствуют НКО, занимающиеся проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой госполитики, а также формированием общественного мнения в указанных целях. При распространении такой организацией материалов, в том числе в СМИ и через интернет, необходимо будет указывать, что эти материалы распространены и выпущены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Согласно принятому закону, любая российская некоммерческая организация, отвечающая двум признакам: финансирование из-за рубежа и занятие политической деятельностью, в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента». Эти НКО будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, чем для обычных НКО - предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки.
Под иностранным источником в документе понимаются все деньги, которые идут из-за рубежа - от правительств, государств, международных и иных организаций, а также от гражданских, юридических лиц и лиц без гражданства.
Важной особенностью закона является новое положение закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по которому любая денежная транзакция, то есть поступление денег из иностранных источников в российскую НКО, подлежит обязательному контролю, если сумма равна или превышает 200 тыс. рублей.
Ежегодно Минюст должен будет представлять в Госдуме полный доклад о деятельности таких НКО за прошедший год со всеми финансовыми изложениями.
За несоблюдение закона документом уголовная ответственность с самой большой санкцией - четыре года лишения свободы.
Планируется, что закон о введении административных штрафов за нарушение норм о статусе «иностранных агентов» будут рассмотрены парламентом осенью.
Профильный комитет Совфеда по конституционному законодательству высказал ряд замечаний к закону, хотя и поддержал законопроект как «вводящий эффективное регулирование» деятельности НКО, получающих финансирование из иностранных источников и занимающихся политической деятельностью.
У членов комитета вызвала сомнение норма, обязывающая НКО информировать федеральный орган госрегистрации о денежной помощи, полученной не только из иностранных источников напрямую, но и от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных государств.
Общественному объединению для исполнения этой обязанности необходима информация о том, получали ли такие юридические лица денежные средства из-за рубежа. Между тем, данная информация может быть закрытой для общего доступа, а значит, возникают риски по неисполнению соответствующих обязанностей, отмечают сенаторы.
Они указали также на норму, вводящую уголовную ответственность за «злостное» уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. По их мнению, такой признак, как «злостность», носит оценочный характер, вследствие чего у правоприменителя могут возникнуть трудности при оценке объективной стороны рассматриваемого деяния.
Ряд замечаний высказало и правовое управление Совфеда. Как отмечается в заключении, одно из положений закона нарушает прерогативы правительства РФ, в том числе по реализации контрольных полномочий в отношении федеральных органов исполнительной власти. Речь идет о норме, устанавливающей обязанность уполномоченного органа в сфере регистрации НКО ежегодно представлять в Госдуме доклад о деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Данное положение не учитывает, что в соответствии с федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» непосредственно правительство взаимодействует с федеральным собранием РФ. Тем самым нарушаются прерогативы правительства, в том числе по реализации контрольных полномочий в отношении федеральных органов исполнительной власти, - отмечают в правовом управлении.
Накануне в Совфед поступило письмо председателя президентского совета по правам человека Михаила Федотова с просьбой приостановить принятие законов по НКО, клевете и «черном списке» сайтов. По мнению главы СПЧ, эти законы нужно остановить и вынести на общественное обсуждение. Как ожидается, мнение профильного комитета о письме Федотова озвучит на заседании палаты председатель конституционного комитета, докладчик по закону Андрей Клишас.
Федотов уже направлял в конце июня письмо на имя спикера СФ Валентины Матвиенко с просьбой рассмотреть возможность отклонения закона о митингах. Однако Матвиенко тогда заявила, что в палате так и не получили обращение главы СПЧ, несмотря на то, что, по его словам, обращение было отправлено по факсу и фельдпочтой, передает РИА «Новости».